Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Заметки на полях 5-6 и предыдущих сезонов "Касла"

Писатель-детективщик Ричард Касл (разведён) и детектив убойного отдела Кейт Беккет (всё сложно) рука об руку добрались до конца шестого сезона, угнетая нью-йоркскую преступность не по-детски.
Мисс Беккет заметно сдала. Не так юна, не так свежа, на глазах густая подводка, волосы через раз не уложены. К чему этот неуместный реализм, за что нас так не любят?



А в первых сезонах-то смотрелась аки куколка...




...и годилась для стильных заставок на монитор. У меня сейчас как раз такая.



Сериал сразу зацепил аудиторию гендерным перевёртышем, в котором успешный мужчина выполняет роль клоуна при карьеристке своей мечты.







Детектив Кейт Беккет, конечно, весьма крута,



...но таких, как она, стремящихся к доминированию женщин в сериал битком набито. Прокуратура и ФБР - главные рассадники этой заразы похвальной тенденции.



Общая крутость всех сыщиц чётко указывает, кому в сериале место на первом плане, а кому на втором...



... и служит объяснением, почему всякий выход Касла на первый план сопровождался саркастическими подколками.



Но стоит зрителям расслабиться от зашкаливающей няшности деталей очередного дела о жестоком убийстве, как сценаристы плещут на экран чёрной краской и заставляют персонажей погрузиться в глубины своих натур, где несгибаемая Кейт Беккет всего лишь вечно ошибающаяся школьница, а податливый Ричард Касл - вечно обороняющийся против воспитателей мальчик. Это путь к одиночеству, несомненно. А также путь к нагнетанию драматизма, иногда откровенно излишнего, а иногда весьма уместного.





Нагнетать драматизм?! Ага, как бы не так. Четвёртый сезон, если не путаю нумерацию, несколько переборщил в монтаже сцен убийств со сценами мирных увеселений семейства Касла. Например, вот на скриншоте человека разрубают надвое самурайским мечом, а в следующем кадре Касл рассекает кухонным топориком мирный овощ. Такие визуальные рифмы сугубо на любителя, - мне одной-двух на сезон вполне хватило бы, - а они шли подряд из серии в серию. Отдавало глумлением над. Всё-таки тут человек пополам, а там овощ.





Такого рода легкомысленности в авторах сериала более чем. Их сюжетные построения уж очень искусственны, так что водевильные интонации рвутся наружу буквально сами собой.





Оно и ладненько, если б не дурацкая манера сглаживать драматизм любого финала однотипными заявлениями изобличённых убийц: "Поймите, у меня не было выбора! Я должен был это сделать!". Эти финальные бессодержательные, жалкие, презренные реплики все как под копирку писаны и до смерти надоели уже во втором сезоне. Попался, нечего сказать, так промолчи злобно. Злобно промолчал только вот этот киллер. Логично, что только он и впечатление произвёл. С ним хотелось продолжения и раскрутки в центральные персонажи.




Но в центральные персонажи продвинулись детективы Райан и Эспозито. Сценаристы старались изо всех сил, но сделать эту парочку чем-то выдающимся им, на мой взгляд, не удалось. Зато по-настоящему хороша мулатка-паталогоанатом - огонь-женщина и просто красавица.





Изначальной фишкой выставлен пикантный контраст между тем, как игриво флиртует рафинированный сыщик-дилетант Касл с сыщицей-профи Беккет и как жёстки правила игры в привычных ей обстоятельствах реальных следственных мероприятий. Этакая дуэль вымысла (Игры) с рацио (Законом).



Однако контраст гламурной лёгкости бытия главгероя-миллионера с буднями городских маргиналов не задался из-за странной манеры сыщиков не бегать рысцой по домашним адресам свидетелей и подозреваемых, а вызывать их для дачи показаний сразу в управление. Желательно прямо в комнату для допросов, за стекло. Может, оно действительно так и делается, уж не знаю, но все известные мне киноколлеги Касла и Беккет обычно дают зрителям заглянуть в квартиры подозреваемых.
Кстати - вот уж примета времени! - суть следственных мероприятий всякий раз состояла в том, чтобы выявить все камеры наружного наблюдения и получить с них запись. По-моему, если всякое расследование начинается с того, чтобы вертеть шеями в поисках камер, то Шерлок Холмс с таким великолепием дедукции и рядом не валялся.



Также дедукции активно способствовали метки времени на магазинных чеках, отслеживание перемещений телефонов по GPS, распечатки списков телефонных звонков, изучение платежей по банковским картам. Нью-Йорк, что с него взять. А дел об убийстве бомжей Кейт Беккет не вела, так что судить об истинных масштабах её профессионализма мне тяжело.

Но в четвёртом-пятом-шестом сезонах дедукция особо и не требовалась, потому что сценаристы закусили удила и рванули перепахивать поле жанрового кино. Нива городских легенд всё ещё считается несжатой, резвись не хочу.
Всё началось с ошивающегося на кладбище сообщества вампиров.



А дальше перед нами парадом прошла толпа полуразложившихся кусачих зомби, сдвинутый на всю башку косплейщик сказок братьев Гримм,



...мастера телекинеза, персональный маньяк-хамелеон, супергерой в супергеройском трико, собственные двойники детективов, йети, смертоносный ниндзя (пардон, два смертоносных ниндзя), хранители тайн вольных каменщиков и прочий бестиарий, - с кем только не имели дела наши герои! Интригу любой серии накалял интерес зрителя к тому, сумеют ли сценаристы и в этот раз выдержать рамки очередного пародируемого жанра, но не погрязнуть в мистике и конспирологии.



Всех страшнее, понятное дело, оказалась женщина-мутант, охочая до пластической хирургии, но обвинений ей почему-то не предъявили.



И о грустном. Тема младенцев в приключенческих сериалах - это, видимо, совсем дохлый номер. Правда, после сокрушительного фиаско с младенцестроением в "Тайнах Смолвилля" я не ждала такой же подставы от "Касла", но мир ко мне жесток. В начале шестого сезона у одного из центральных персонажей при самых напряжённых и трагических обстоятельствах родился младенчик. Все в восторге, ура-ура, выбрали имя и... забыли о малютке на весь сезон. Вы где-нибудь в природе встречали молодого папашу, который не сотрясает вселенную фотками своего сокровища? Особо напирая, какой у сокровища осмысленный взгляд и на каждой ручке по пять пальчиков, обалдеть. Ну, один нашёлся - домовитый ирландец Райан из сериала "Касл", который являлся на службу родезийски невозмутимым, да и его коллеги ни разу не спросили, как там продвигаются отцовские хлопоты. Допустим, сценаристы забыли, что их персонаж превратился в потенциального фанатика памперсов. А актёр почему в набат не бил, он же перманентно в образе? В общем, я колоссально разочарована. Дело даже не в достоверности и психологизме, а в упущенных комедийных и мелодраматических приятностях.
Tags: 2010-2019, Касл, детективы, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments