Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Похождения зубного врача (Мосфильм, 1965, реж. Элем Климов, сценарист Александр Володин)

Когда о чём-то очень живом, болезненном и всеобщем хотят рассказать так, словно "кто-то кое-где у нас порой", то получается вот такой неуклюжий, но не пустопорожний фильм с молодым Андреем Мягковым в главной роли.



Стоматолог Чесноков обладал профессионализмом высшего порядка, то есть был совершенен в своём деле, совершенно счастлив на рабочем месте и обожаем толпой. А его напарница по стоматологическому кабинету товарищ Ласточкина (Вера Васильева), добродетельная женщина с наилучшими намерениями, завидовала успеху коллеги столь деятельно, что готова была ломать его, выворачивать наизнанку и уничтожать всеми способами. Способы, кстати, она использовала ровно те же, какие могла бы использовать сегодня.



Как подоходчивей и заигрывая со зрителем рассказать о бюрократической машине, заботливо утюжащей всё, что шевелится? Трагикомическому зрелищу авторы придали оттенок разбитной гротескности и интонации брехтовского театра. Поэтому товарища Чеснокова сразу по приезду в город поселили в умонепостигаемой комнате (общежитие? гостиница?) с тёмными обоями и гигантским круглым окном с видом на городскую площадь. В этом нереальном, перекрученном интерьере просто не мог бы жить простой советский гражданин, с которым никогда не случается ничего плохого. Этакое пространство для игры в БДСМ и для моделирования кризисных ситуаций.



Позднее к делу подключился местный комический правозащитник (Игорь Кваша). Поскольку участие в борьбе за права угнетаемых для него оказалось важнее самих угнетаемых, то довольно быстро товарищ Чесноков из клиента превратился в оппонента, хотя и совершенно независимо от собственных усилий.



Товарищ Чесноков, по правде говоря, отличался некоторым пофигизмом и недальнозоркостью, пребывая в наивной уверенности, что жизнь сама расставляет всё по своим местам. Да и позиции его не считались прочными, поскольку он открыто сожительствовал вне брака с тонкочувствующей девушкой. Ещё в одном заинтересовавшем меня фильме ("Хроника ночи") Ольга Гобзева играла анархистку-террористку, третирующую пассажиров самолёта. По мощной энергетике актрисы уже тогда можно было угадать, что жизнь её не сложится банально. Я бы поставила на богемность и наркоманию (всё-таки одно поколение с Высоцким), но Ольга Фроловна попала в другой тренд и счастливо воцерковилась. Ныне инокиня Ольга, координатор церковных благотворительных программ, имеет заслуги перед Московским Патриархатом.



Поликлинику, куда публика ломилась на приём непременно к доктору Чеснокову, атаковали компетентные комиссии, занятые улучшением условий здравоохранения трудящихся, и спокойно рвать зубы пациентам стало затруднительно. Когда говорят о следящем за нами Большом Брате, никто не имеет в виду, что на самом деле это кучка неуклюжих дядек с залысинами. Почему Большой Брат никогда не является пред нами мускулистым и грозным, как Бэтмен, изящным, как фокусник Копперфильд, и красивым, как (подставить имя по вкусу)? Будь он таким, мы бы его даже по-своему любили, наверное. Но это всегда неуклюжие щекастые дядьки с залысинами.



Тем временем, широкие слои трудящихся испытывали глубочайшее безразличие к обстоятельствам данного общегородского скандала. Как, очевидно, испытывали безразличие к обстоятельствам всех скандалов предыдущих и будущих. Жизнь шла своим чередом, девчонки требовали танцев, а зубы исправно продолжали болеть, шататься и требовать удаления.



О чём же в итоге кино? О том, что товарищ Ласточкина, как бульдог, караулит каждого из нас. Её нельзя обойти, отодвинуть, от неё нельзя увернуться. Она просто существует, одаряет лучезарными улыбками и гадит ближним своим при каждом случае, потому что таково её чувство гармонии и справедливости.
Может быть, это ещё и немножко рассказ о том, что крепко стоящие на ногах товарищи Ласточкины - как бы это выразиться - куда понятнее и роднее, чем гениальные, но инфантильные Чесноковы. К товарищам Чесноковым надо иметь вкус, в быту они малоприятны, рассеяны, не женятся на своих девушках, склонны к паникам и истерикам. Жалкие личности, если честно. Руки вот только золотые. Хотя можно делать всё то же самое, но обычными руками. Да, всё сложно.
А ещё это немножно фильм о том, что божий дар не яичница, легкомысленного отношения не терпит.
О бессилии фильм, о неумении сделать свою ненависть плодотворной, а жалость к себе утешительной. Ещё пункта три-четыре можно набрать, о чём кино.

Фильм украшают три зонга в исполнении Алисы Фрейндлих: космогоническое рассуждение о Луне, эскапистская (как бы под кайфом) "Песенка о хорошем настроении" и гимн безбашенного экстрима "Автодорожная".

Tags: 1960-1969, гностическое рядом, комедии, психологический психологизм
Subscribe

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • "Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?" (с) классика

    Комедии Гайдая сейчас невозможно пересматривать. В одном фильме девица самоизолировалась от дяди и жениха. В другом "бровьми союзна". В третьем…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • "Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?" (с) классика

    Комедии Гайдая сейчас невозможно пересматривать. В одном фильме девица самоизолировалась от дяди и жениха. В другом "бровьми союзна". В третьем…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…