Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Дэвид Кроненберг вытаращенными глазами

Сканнеры. Канада, 1980.
Видеодром. Канада, 1982.
Муха. Великобритания-Канада-США, 1986
Связанные насмерть (Связанные намертво). США-Канада, 1988.
Экзистенция. Великобритания, 1999.
Паук. Канада-Франция-Великобритания, 2002.

"Сканнеры" несколько сложновато было смотреть. В диалогах слишком много имён собственных и специальных терминов, а я - как многие - плохо воспринимаю информацию через устную речь. Но это пустяки, а что действительно обидно - общий пафос происходившего остался неясен.
Задевшая лично меня особенность - персонажу Лоренса Дэйна (сканнер-авантюрист Брэдан Келлер) Кроненберг-сценарист не дал развернуться, и настоящего драматического поединка сканнеров не получилось. А ведь Лоренс Дэйн, он такой... порочный такой... многообещающий... его персонаж так жутко разделался с охраной...
С другой стороны, начни психопат Келлер излагать свои нравоучительные мизантропические максимы, "Сканнеры" превратились бы в довольно пошлый кинокомикс, лишь немногим более оригинальный, чем байки о Супермене, который всегда заведомо прав.
Стивен Лэк, исполнивший роль внезапного героя Кэмерона Бейла, показался уж слишком положительным. Если я правильно поняла, соль истории в том, чтобы до самого финала не было ясно, каков его выбор и на чьей он стороне. Но с таким лицом - и быть подлецом? Насчёт лично актёра ничего не знаю, а персонаж - только положительный!
Словом, "Сканнеры" для меня скорее экшен, чем триллер.

"Видеодром" - фильм с Джеймсом Вудсом, а я очень положительно к нему отношусь. Поэтому неблизкая мне идея возбуждения при виде снаффа не помешала смотреть фильм с деятельным участием:)) 
Смотрела уже довольно поздним вечером. Самое страшное пережила после финальных титров, когда неожиданно автоматически началось повторное воспроизведение фильма! Слава Богу, у меня такой же фокус проделывает диск с "Полосатым рейсом", а то бы со страху померла:))

"Муху" смотрела раза три, наверное. Отслаивающиеся ногти и "я становлюсь опасен, потому что у мух нет политики". Стра-а-ашно!
Однажды в связи с "Мухой" я долго и нудно рассуждала об интеллектуальном понимании добра, точнее о его нехватке в массовом сознании. Дескать, добрые поступки в кино всегда связывают с людьми простыми, от сохи, а интеллектуалов представляют бесчувственными сухарями, а чаще и вовсе злодеями, причём и сухость, и злобность считаются производными от интеллектуальности. Обидно, да?

Оказалось, Кроненбергу этого было мало, и в "Связанных намертво" он снова повторил самое страшное - физический распад тела и предостережение об этом, обращённое к потенциальной жертве, то есть самому дорогому человеку.
Видимо, ТАКОЕ любую русскую бабу должно пугать уже на уровне генетической памяти. Ведь сколько их, алкашей окаянных, соки из наших прабабок тянуло, человеческий вид теряло и смертным боем лупило. А прабабки терпели и мучались, терпели и мучались.
Вот и я, как кролик, таращилась в экран и понять не могла, зачем смотрю фильм, где ни один персонаж не симпатичен. Может для того, чтобы окончательно увериться, что это Кроненберг, а не Бартон должен был снимать историю чокнутого брадобрея с Флит-стрит...
А так, в целом, - та же коллизия, что и между братьями в "От заката до рассвета" Родригеса. Тот, который выглядит затюканным и понукаемым, на самом деле, чудище, требующее постоянного контроля. И когда контроль по какой-то причине оказывается потерян, такое чудище моментально вырывается на волю и даёт прикурить всем вокруг.

"Экзистенция", как выяснилось, снабжена вполне бодрым и неожиданным финалом. Но прежде, чем дело дошло до финала, фильм успел порядком надоесть. Тот случай, когда на вопрос "Про что кино?" не смогу ответить.
Наверное, следует пояснить, что ни во что серьёзней пасьянса "Паук" и таблички, где надо выстраивать в линеечку шарики одного цвета, я никогда не играла. Но даже при такой бедности личного опыта понятно, что непреодолимое желание Аллегры втянуть в игру своего охранника Пайкла и именно его, хотя рядом есть и другие люди, - это неспроста.
Джад Лоу - красавчик на любительниц, и я не из их числа. Но в "Экзистенции" он показался как-то уж особенно неприятен. Также выяснилась моя полная неспособность отличить его от Эвана МакГрегора.
Ах да, забыла упомянуть: музыка к фильму показалась знакомой. Видимо, примерно такая же, как в "Видеодроме" или ещё где-то у того же режиссёра? Непорядок!

"Паук" у меня мирно завис ближе к финалу. Но огорчения нет, потому что интерес к фильму так и не возник. Почему актёр с такой шикарной внешностью, как у Р.Файнса, снимается в таких дурацких ролях, как Р.Файнс...
Сексапильный шизофреник-меланхолик, уму непостижимо! и ведь уже который раз! В "Грозовом перевале" эта его манера томиться и мрачнеть хорошо смотрелась, а над "Пауком" мрачнела и томилась уже я.

Итак, "Сканнеры" 1980, "Видеодром" 1982 и, особенно, "Муха" 1986 мною всецело одобрены.
"Связанные намертво" 1988, "Экзистенция" 1999 и "Паук" 2002 - зря потраченное время. Фильмы хорошие, но необязательные в смысле личного воспитания чувств.
В целом, неплохой результат. И, как обычно, ранние фильмы режиссёра выигрывают по сравнению с поздними.
Насколько понимаю, неплохо бы ещё освоить "Судороги", "Автокатастрофу" и "Голый завтрак".
Насчёт первых двух не уверена, что стоит пробовать. Боюсь, для моего чувства юмора истории о сексуально невоздержанных гражданах станут слишком тягостным испытанием. Нет во мне такой пылкости чувств, чтобы серьёзно и уважительно отнестись к массовой потере морального облика:))

UPD: По результатам обсуждения перемещаю "Экзистенцию" из группы необязательных в группу всецело одобренных:))
Tags: 1980-1989, 1990-1999, арт-кино, канадское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments