Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Sharknado, тот самый Sharknado

Как только не осмеивали "Акулий торнадо" (США, студия "Эсайлум", 2013, реж. Энтони Ферранте), признавая его венцом лютой бессмысленности и отвязного издевательства над здравым смыслом. Мол, что за чушь, будто бы стаю в двадцать тысяч акул (цифра озвучена во вводном эпизоде) могут подхватить мощные торнадо и разбросать над Калифорнией.
Чушь, конечно, кто же спорит. Но учли ли вы психологию падающих с неба акул? Только представьте себя акулой, парящей на высоте легкомоторного самолёта. Мчитесь, как птица. Погода нелётная. Вы озираете просторы калифорнийщины, и в мозгу бьётся бесполезная мысль: "Уж я-то не голосовала за губернатора №38, который допустил такое обилие асфальта, а мне сейчас о него пузенем шмякаться!". Вам грустно, обидно, в глубине души вы подозреваете первую беременность. О несбывшиеся надежды.
Как-то так. Задумайтесь об этом. Акуле надо успеть на чём-нибудь повиснуть прежде, чем... У акулы нет пальцев, чтоб цепляться, она может орудовать лишь зубами. А там, у самого асфальта, ваши маячки надежды в виде человеческих фигурок не подставляют гостеприимно руки, не натягивают за четыре угла одеяло и не расставляют указатели "Здесь лучшее место для приземления!". Они вообще ничего не делают, чтоб вас спасти. Им плевать на вашу беременность. Они будут недовольны, если летунье посчастливится плюхнуться в их бассейн. Люди - звери, им чуждо всё человеческое, вы всегда это подозревали. ...Чёрт, всё-таки асфальт! аааа! ШМЯК!..
Вы всё ещё считаете это зрелище смешным?!





Кстати, в чьи светлые головы приходят мысли забацать что-нибудь этакое на акулью тематику? Считается, что мир акульего кино 2000-2010-х - это мир мутаций, садизма, легкомыслия, бикини и мелочной мстительности. И иногда про экологию, да. Казалось бы, наши люди. Догадываюсь, у такого рода кино своя стабильная аудитория, и кто хочет получить этот рынок, тот изучает его в рабочее время со статистическими таблицами в руках. А я что, я по трекеру пробежалась.
Но приглядимся внимательнее. Ещё со спилберговских времён акулы в этих фильмах любят порычать, тащат в рот всякую гадость, по любому поводу подозреваются в злоумышлении и подлежат истреблению за сам факт своего существования. Естественно, биология акул не могла лечь в основу такой образной системы - по причине слабого интереса кинотворцов к биологии акул - зато в полной мере здесь выражена неприязнь к бродячим собакам. Такое впечатление, каждого сценариста акульего фильма в детстве напугала бродячая псинка и с тех пор он видит в блохастых бедолагах не изгоев и жертв системы, а личных врагов.
А что же мораль? Взгляды сценаристов на добро и зло столь определённы и стабильны, что фабула всякого акульего фильма состоит из одних и тех же сегментов: 1) кого-то съели, 2) кто-то догадался обвинить акулу, 3) все на борьбу с агрессором! 4) так сдохни же, сдохни, о проклятая тварь.
Законы механики, биохимии и размышлизмы Ч.Дарвина в кинематографе этого направления не действуют вообще. То есть, креационистская теория ему явно ближе. Всемирное тяготение, само собой, не при делах, так же как и закон сохранения энергии. Соображения акул о кормовой базе не подразумевают влечения к колониям ластоногих и к рыбьим пастбищам.
Итак, мир акульего кино - это пространство обмена месседжами между живущими в мире собственных страхов и фантазмов креационистами с жёсткой моралью сектантов, не испытывающих жалости к изгоям.
Вы всё ещё считаете этих людей смешными, а их аудиторию безобидными сетевыми фриками?!

К сожалению, моя фактология не так стройна, как её идейная платформа.

Охотник на акул / Shark Hunter (США, 2001, реж. Мэтт Кодд)
Никто не верит, что он в детстве видел мегалодона, который подло сожрал маму и папу. Годы напряжённого труда, дипломы лучших университетов и профессорская кафедра инженера-океанолога так и не излечили главгероя от мечты убить мегалодона своего детства.
Редко когда люди науки предстают в кинематографе в своём истинном виде. Сейчас перед нами приятное исключение. Пылкий исследователь океанских глубин Антонио Сабато-младший не забывал, так сказать, снимать очки, чтоб были видны умные, проницательные глаза. Ничто не должно отвлекать от блеска мысли, долой воротник и запонки!



Впрочем, его учёный приятель тоже поражает интеллектуальностью своего лица. Вы скажете, ему не хватает немножко грима вампира или демона, а я скажу - это же акулий фильм, там даже блеском для губ актёров лишний раз не мажут.



Акула, в которую никто не верил, начала шустро нарезать круги вокруг подлодки и батискафа.



В итоге: не слишком удачно выстроенный конфликт на исследовательской подводной лодке; маниакальное желание вцепиться в глотку ненавистной рыбины.
В общем, все умерли.

Убийца из глубины / Hai-Alarm auf Mallorca (Германия, 2004, реж. Йорго Папавасилиу)
Ждала от фильма многого. Уж очень удачна идея сделать титры на фоне романтически костюмированных утопленников из местной легенды об успешно сбежавших влюблённых, которым судьба всё же дала пинка. Легенда гласила, что только истинно влюблённое сердце сможет снять нависшее над регионом проклятие.



Весьма элегантна, хотя и неуместна комедийность эпизода полицейской погони по узким улицам исторического центра. Кроме того, в фильме открыто процитированы I'll be back и въезд в полицейское отделение на машине-таране. Почему режиссёр, способный ставить такие выигрышные эпизоды, не смог слепить из них выигрышное целое - та тайна бытия, за которую продавали душу многие творцы, но далеко не у каждого она была куплена.



У женщин к акулам интерес научный...



...а у акул к женщинам - кулинарный. Вот очередное подтверждение того факта, что каждый из нас хоть чем-нибудь хоть кому-нибудь интересен.



Пожалуй, есть смысл проспойлерить финал:
- Чувак, не бей акулу, она же гарантированно станет лекарством от рака, если мы её живой поймаем!
- Но она убила мою жену!
- Ой, извини, я не подумал. Бей её, бей! Сдохни, мерзкая гадина! Нам не нужно лекарство от рака такой ценой!


Человек-акула / Hammerhead / SharkMan (Аруба-США-Германия, 2005, реж. Майкл Обловитц)
Никакой это не акулий фильм. Это вариация Острова доктора Моро. В роли зверочеловека выступил гуманоид с головой акулы-молота. В плен к местному доктору Моро и его приспешникам попала группа сограждан, которые немедленно отчебучили революцию. А суть научного эксперимента состояла в организации изнасилований честных женщин акуломэном с целью размножения. Изнасилование честных женщин акуломэном осложнялось не столько попытками закусать очередную "невесту" до смерти, сколько обижающим акуломэна отсутствием признаков сексуального возбуждения у "невест".
Внимание знатоков зрелище может привлечь разве что попыткой противостоять тенденциям компьютерной визуализации. Здесь старые добрые декорации, старые добрые побегушки друг за другом по лесу с автоматами в руках и старая добрая концепция учёного-злодея с фиксацией на поддержании жизни покойного родственника.
Акуломэна сыграл некто в резиновом костюме. Снимали его мельком и только в движении, чтоб зрители не разглядели лишнего. Так что скриншот делать мне показалось бессмысленным. Но вполне статична уставленная всякими штуками лаборатория с клонами человеческих самок и аквариумами.



Кроме того, на роль сумасшедшего злого учёного приглашён тот самый Джеффри Комбс, которого поклонники жанра традиционно носят на руках за роль в одном из крутейших шедевров специфической фантастики 1980-х - "Реаниматоре" 1985 года. Должна заметить, мистер Комбс своих денег стоит.



Два миллиона лет спустя / Mega Shark vs. Giant Octopus (2009, реж. и сценарист Jack Perez под именем Ace Hannah)
Из оттаявшего ледника высвободились две гигантские доисторические твари одновременно. Учёная блондинка скооперировалась с решительными ботаниками, у которых есть батискаф, и помчалась искать то ли акулу, то ли осьминога, но хотелось бы обоих сразу, потому что тогда они обязательно подерутся и не станут заморачиваться поеданием такой пустяковины, как блондинка.
Скучное зрелище. Шоу говорящих голов. Ради приличия вставлена пара кадриков с битвой акулы и осьминога. Один из тех фильмов, единственную ценность которого могут составлять удачные постеры.



Акулы Малибу / Malibu Shark Attack (Австралия-Канада, 2009, реж. Дэвид Листер)
Фильм снят ради мелодраматических эффектов, ни один из которых не тронул моё чёрствое сердце. Принесённая мини-цунами стайка акул-уродцев атаковала группу пляжных спасателей, застрявших в пляжном домике.





Песчаные акулы / Sand Sharks (США, 2011, реж. Марк Аткинс)
Фильм про акул, коварно ползающих под пляжным песочком. Посмотрела на скриншот в раздаче, оценила масштаб актёрских усилий и решила воздержаться.



Болотная акула / Идеальный убийца / Swamp Shark / Hai Attack (США, 2011, реж. Грифф Ферст)
Фильм снят ради демонстрации свободолюбия и отваги истинных южан, мечтающих о толпах туристов среди заболоченных озёр.
Гвоздь нынешнего туристского сезона - мечущаяся по болотам акула. Не эндемичный вид. Импортирована контрабандистами, промышляющими ввозом в США панд и попугайчиков, и утеряна при перевозке.
Расшугала всю скотину на крокодиловой ферме.



Нацелилась на местного альфа-самца.



Из пасти акулы приветливо машет рукой дядька в джинсах и рубашке.



Сейчас местное население даст отпор нахалке.



Да здравствует внутренний туризм, приезжайте к нам на озёра.



Супер-акула / Super Shark (США, 2011, реж. Фред Олен Рэй)
Фред Олен Рэй - это не имя, а марка качества. Самый обычный акулий фильм, выстроенный по схеме чудовище-борец-битва, он разбавил кадрами, которые не испортили бы и "Акулий торнадо". Мистеру Рэю и его сценаристам пришла в голову удачная мысль задействовать акулу одновременно гигантскую, земле-ходячую и воздухо-прыгающую. Дальше дело за наглостью и комбинированными съёмками.

Как вам, например, битва пляжных королев красоты с выползшим на сушу супостатом?





Сейчас солдатики жахнут по акуле из огнемётов. Красота вооружённых сил спасёт мир, я всегда в это верила.



Битва хайтек-танка (разработан для гор Афганистана) с акулой. "Ходячий танк для ходячей акулы!" (с)





Но, конечно, истинное спасение курорта в том, чтоб нашлась крутая тётка в бикини, которая прижмёт глупых мужиков к ногтю. В этом вопросе мистер Рэй никогда не сдавал своих позиций.



Атака двухголовой акулы / Угроза из глубины / 2-Headed Shark Attack (США, 2012, реж. Кристофер Рэй)
Группа студентов, изучая экосистему во время круиза на учебной яхте, подверглась атаке акулы-сиамских близнецов. Студенты спаслись бы на симпатичном атолле, но вы же знаете, как это бывает, - внезапная сейсмическая активность и хоть ты тресни.
Фильм скучный. Снят ради демонстрации макета акулы-мутанта и девушек с надувными... нет, не все из них с надувными, буду справедлива.

Прикиньте, в каком стрессе ежесекундно пребывает это чудо природы.



Острый драматический момент.



Акула-призрак / Ghost Shark (США, 2013, реж. Грифф Ферст)
Ещё одно скучное зрелище, всего с двумя заслуживающими внимания эпизодами.
На этой картинке последствия того, что человек необдуманно отпил из стакана воду. Как оказалось, акуле-призраку хватает любого количества воды, чтоб атаковать, пусть даже изнутри жертвы.



А это пятеро дурновоспитанных уличных пацанят погнались по мокрому асфальту за одёрнувшими их взрослыми. Акула-призрак молодец, откусила по половинке сразу от двух юных хулиганов. Трое оставшихся, небось, сей же час радикально возвысились духовно и больше никогда не станут препираться с прохожими. Тихие, пугливо жмущиеся в сторонке тинейджеры, как мы все любим, ах.

Tags: 2000-2009, 2010-2019, asylum, Остров доктора Моро, акулы в кино, зоохорроры, мистика курильщика, монстры в кино, обзоры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments