Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Тайна французского фермера

Тайна фермы Мессе
Социальная драма
Италия-Франция-ФРГ, 1970
Реж. Пьер Гранье-Дефер
В главной роли Жан Габен

В журнале  kinshikзапись от 08 марта 2009г.:
Кнебель цитирует Салтыкова-Щедрина:
"...Настоящая драма, хотя и выражается в форме известного события, но это последнее служит для нее только поводом, дающим ей возможность разом покончить с теми противоречиями, которые питали ее задолго до события и которые таятся в самой жизни, издалека и исподволь подготовившей самое событие. Рассматриваемая с точки зрения события, драма есть последнее слово, или, по малой мерке, решительная поворотная точка всякого человеческого существования..."

Вероятно, это лучший комментарий к "Тайне фермы Мессе", какой только можно подобрать. Действительно, мы видим последовательно разыгранную драму, о предыстории которой частично рассказано намёками, а частично предоставлено догадаться самостоятельно. Своего рода аллюзия на возвращение блудного сына. 

Суровая, скупыми средствами рассказанная история. Сильная и запоминающаяся.

Ферма Мессе процветает и будет процветать, пока едина живущая на ферме семья. Сейчас здесь хозяин - старый господин Мажолер (Жан Габен). У него есть две дочери, два зятя, внук Анри и внучка. Зятья рассчитывают получить ферму в наследство. Однако старик хочет, чтобы ему наследовал старший потомок мужского пола. Стало быть, в наследники назначен внук.

У внука своё видение вопроса. Худой интеллектуальный юноша с тонкими чертами лица, Анри хочет от жизни большего, чем копание в навозе и стрельба по перелётным уткам. Он начитался умных книг и, в результате, фактически сбежал с фермы деда в большой мир.

В большом мире мальчик добился пока небольших успехов. Поработал барменом на круизном корабле, в этом качестве пригодился итальянской наркомафии в качестве курьера-экспедитора, да так и явился в отчий дом с пакетом белого порошка на сумму два миллиона франков новыми.
Порошок умничка Анри спрятал в старом погребе, да дедуля отыскал и уничтожил.

Теперь нет порошка, нет возможности обратится в полицию (ещё бы, ведь Анри тут же предъявят обвинение в хранении крупной партии наркотиков в составе организованной группы!) и есть некоторое число кружащих вокруг фермы пылких недоумевающих итальянцев, готовых на любые злодейства, чтоб вернуть своё имущество.

Трудно сказать, на что рассчитывал Анри, приведя наркомафию на своём поджатом хвосте. Как он надеялся избежать неприятных вопросов и вообще остаться в живых.

Тем не менее, дед не закатывает блудному внуку истерик, не отлучает от дома, не задаёт бестактных вопросов. Наоборот, велит спрятаться в подвале и предоставить всё главе семьи. Идейная установка старика - мальчик не должен попасть в руки полиции, а мафию к нему тем более не подпустим.

Итак, преступная итальянская Семья против вынужденно сплотившейся французской семьи. Вооружённые пистолетами элегантные красавцы против вооружённого тремя ружьями маленького крестьянского коллектива в драных свитерах.

Итальянцы слишком поздно поймут, что трогать семью папаши Мажолера - дело гиблое. Французы образца 1970 года не отбиваются на авось, а сразу ведут войну до победного конца.
Вот бы так и в 1940 году! цены б им не было, правда-правда.

Хотя противостояние началось с убийства переговорщика с одной стороны и десятка коров с другой стороны, апофеозом конфликта стало гнусное нападение гангстеров на женщин. Да уж, архетипы всегда дают о себе знать, и там, где есть юная девственница, ей больше всех и достанется. Но история ведь не о ней, не так ли? Девичья честь будет отомщена, и баста зубоскалить.

Главный итог битвы - нравственный перелом, случившийся с Анри. То величие идей, которое он жаждал обрести в общении с людьми большого мира, отыскалось на старой уединённой ферме. Простые коровы, простая земля, простые люди, простая правота. Ясность сознания, когда ясны приоритеты.

Интересно, получилось бы снять римейк "Фермы" в наше время. По-моему, ни за что бы не получилось. Современный Анри обязательно сам был бы законченным наркоманом без всяких жизненных перспектив.
С Анри-1970 приключилось горе от ума. С Анри-2009 случилось бы горе от умничания. Хочу сказать, современный УМНЫЙ молодой человек нипочём не станет отрываться от семейных тылов.

Даже для сравнительно ещё романтического 1970 года чудесное преображение хлипковатого на вид интеллектуала Анри в адепта тяжкого физического труда - чересчур прямолинейный вывод.
Так что это не последнее слово, а пока лишь решительная поворотная точка человеческого существования Анри. Равно как и французского национального характера, надо полагать.
Tags: 1970-1979, криминала будни нелегки, психологический психологизм
Subscribe

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Ещё раз о мистике советского кинематографа

    Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Ещё раз о мистике советского кинематографа

    Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был…