Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

The Adventures of Buckaroo Banzai Across the 8th Dimension (США, 1984, реж. У.Д.Рихтер)

"Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении" - представитель так называемого "культового кино", понятие которого всяк волен трактовать по-своему, но есть же и незыблемые вещи.
В главной роли Питер Уэллер, чей звёздный час пробил три года спустя в "Робокопе". Дизайн 1980-х во всей красе.



Также в ролях Джон Литгоу (злобный инопланетный гений), Эллен Баркин (потерянная сестра-близнец покойной жены Бакару Банзая), Джефф Голдблюм (обычный учёный-герой на зарплате), Кристофер Ллойд (приспешник инопланетного злодея) и другие не менее достойные деятели искусств.
При пересказе сюжета не остаётся сомнений в том, что перед нами фильм-комикс. Прямо-таки типичный конфликт науки и безумия, инопланетян и человечества, хороших парней и плохих парней. Великий учёный-экстремал Бакару Банзай и его научно-музыкальная команда должны в течение нескольких часов предотвратить лазерный удар инопланетных фюреров-отщепенцев по Смоленску, иначе по протоколу начнётся третья мировая.



Однако способ повествования таков, словно перед нами "Апокалипсис сегодня", "Охотник на оленей" или какое-либо сходное кино. Ирония горька, контакты смертельны, нарратив пунктирен, реплики и диалоги порхают, как бабочки, вне связи с сюжетной линией. В "Приключениях Бакару" эти высокодуховные приёмы дают явно спланированный, отчётливо комический эффект. Особенно прелестны выступления Эллен Баркин, всякий раз кажущиеся неуместными, но чертовски реалистичные.



Всё вместе - 102 минуты социальной сатиры. Конгресс США имеет бланк для объявления войны.



Человек из канцелярии: В Кремле гробовая тишина, сэр.
Президент США: Значит, решение принимать нам.

О таком кино либо пишут несколько монографий, либо нарочно забывают, не имея лингвистических средств зафиксировать в понятиях эстетический хаос.
В явно недешёвом фильме - декорации безумной малобюджетки, ...



...расслабленный тусовочный пофигизм 1980-х, когда все персонажи излучают взаимное дружелюбие, словно бы предчувствуя грядущие невзгоды, ...



...и характерное для "умного" кино вынесение существенных деталей на периферию зрительского внимания.



В те времена существенные детали прятали от зрителей прямо в кадре так мастерски, что я, например, только с четвёртого (!) просмотра смогла разобраться в сюжете "Упыря от Ферата" Юрая Герца (1982).
Так как большинство кинозрителей категорически не приемлет игры разума за ведёрком с попкорном, многие шедевры 1980-х, как тот же "Упырь", остались шедеврами только для маргиналов-эстетов, упрямо ищущих месседжи в масскульте. Конкретно месседжи Бакару Банзая мои рецепторы пока не уловили, но это вопрос трудолюбия.
Tags: 1980-1989, инопланетяне в кино, комедии, комиксы и экранная комиксоидность, космооперы, политика в кино, сша кино 1980-х, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments