Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ковбой космического пинапа

Бессмысленное заглавие, согласна. Зато броское. Оставлю.
Джеймс Кирк, лучший капитан лучшего звездолёта Федерации, кто же он такой?
Внешность среднетипическая. Прокачанность торса сомнительная. Мордастость повышенная. Арийский блондин, не более того. Ага, записывем: бесцветный парень, без особых примет, в толпе незаметен. Этакий сельский бычок...

vlcsnap-2014-08-01-22h27m20s84 vlcsnap-2014-08-01-09h41m21s12

...а иногда и бычок в томате. Такова жизнь простого бесцветного парня, единственное достоинство которого - умение быть милым.

vlcsnap-2014-07-30-23h11m30s131 vlcsnap-2014-07-30-23h12m54s203

Выпускник Звёздной академии, но среди лучших учеников не значился. Ага, записываем: типичный троечник. Возможен комплекс вечного лузера.



Подвергается регулярным эротическим атакам со стороны прелестных незнакомок. Так и прут на него, так и напирают, прям аж горят все. К его огромному сожалению, продолжение знакомства всегда невозможно. Ага, записываем: сексуально активен, но постоянной дамы сердца раздобыть пока не сумел.





Периодически вбегает в кадр с плакатиком "Люблю! Женюсь! Срочно!". Ага, записываем: у него строгая мама и он её стесняется.
Стоп. Строгая мама может быть только у зрителя, а у Джеймса Кирка есть дрессированный главврач мистер МакКой и ручной зам по науке мистер Спок, а больше никого нет.
Так я сейчас про мистера Кирка или про зрителя?
Конечно, я сейчас про зрителя. Потому что Джеймс Кирк - цельное, беспримесное альтер эго именно того парня, которому в 1966-1969 гг. предлагались три сезона "Звёздного пути". Простого парня, утыкивающего пинапом любое своё обиталище, будь то кабина грузовика, офисная конторка, стена над койкой в казарме или детская комната старшеклассника, которую приходится делить с двумя младшими и оба редкие придурки.
Простой парень второй половины 1960-х, - без особых видов на хорошее образование и творческую работу, - каких зрелищ он был достоен? О чём с ним хотелось вести диалог кинодеятелям и на какой диалог соглашался он сам?
Собственно, у меня один вопрос: что такого катастрофического в третьем сезоне, что продолжение снимать не стали, и слава богу. Лично я большую часть третьего сезона вытерпела в огромным трудом, а что не вытерпела, то прокрутила курсором. Интеллектуальные построения раздражали своей искуственностью, любовные сюжеты утомляли своим однообразием, актёрские этюды вызывали только чувство дежавю, сериалу явно не хватало свежей крови на всех уровнях - в кастинге, в идеях, в средствах визуализации.



Моя версия многослойна. Не знаю, чему отдать предпочтение.

1. Уже во втором сезоне начал раздражать чудовищный популизм. Сочетание христианской/протестантской пропаганды со всплесками посконного штатовского патриотизма ещё можно пережить (смотрелось забавно и этнографически познавательно), но манера делать ультрапопулистские выводы о событиях мировой истории, не имеющих прямого отношения к США, вызывала резкое неприятие. Как та серия про холокост - начало истребления выходцев с планеты Зион на планете фашистов. Капитан Кирк и мистер Спок решили кризис с присущим им изяществом - протолкнули на местное телевидение речь фюрера о том, что зионцы отличные парни и с ними лучше дружить. Тут же наступили всеобщий мир и совместное процветание. Слушайте, это даже не популизм, это надругательство над здравым смыслом.



2. Намного более интересный феномен "Звёздного пути" - то, как последовательно интеллектуальность сюжетно приравнивается к инфантильности и творческой ограниченности. Во-первых, все переразвитые интеллектуалы в большинстве случаев оказываются либо злодеями, либо бессердечными бюрократами. Во-вторых, интеллектуальность самих главгероев (а это капитан звездолёта, его зам по науке и корабельный главврач) состоит только в том, что они правильно выбирают, на какую из двух-трёх кнопок нажать, чтоб гаджет провел за них нужные измерения и вычисления. Я в истории не настолько свободно ориентируюсь, чтоб уверенно тыкать пальцем, но нет ли в этом культурной реакции на новый статус высшего образования, нет ли своего рода протеста против людей с дипломами сомнительного качества? Надо же, как уже в 1960-х дипломированные карьеристы всех достали.



3. В первом сезоне торжествовал сексизм, а мачизм и пинап шли комическим фоном. Женщины были слабы, но желанны. В третьем сезоне сексизма стало на порядок меньше: женщины в целом выглядят успешнее, властнее и ярче, чем раньше. А вот мачизм и пинап из фонового явления превратились в сюжетную составляющую. Тот условный "простой парень-зритель", о котором я так забочусь, действительно ли он нуждается в том, чтобы его альтер эго из пространства приятных возможностей переместилось в пространство конкретной реализации эротических фантазмов - при том, что женщины из няшечек в миниюбочках превратились в хищных доминанток? Подглядывание за самим собой, каким ты никогда не будешь, как-то это уж слишком сложно, по-моему. То есть, на мой взгляд, зрители из целевой аудитории могли перестать отождествлять себя с Джеймсом Кирком, раз уж ему удалось собрать на шее ожерелье из прелестнейших фотомоделей, чего никогда не удастся его фанатам по ту сторону экрана. Итак, если Кирк выбыл, а мистер Спок сразу спроектирован как недостижимый альтернативный эталон, то зрителям остаётся для самоидентификации только главврач мистер МакКой - мужчина истеричный, немолодой и для женщин обычно непривлекательный. Опасная ситуация для рейтинга. Ну, это если я права. Рейтинг действительно упал, так что чем чёрт не шутит, может и права.



4. Фундаментальное достоинство первого сезона сериала - игровое тестирование традиционных моделей поведения в совершенно новых ситуациях или, наоборот, тестирование традиционных ситуаций новыми моделями поведения. В третьем сезоне в качестве новых ситуаций и поведенческих моделей могут использоваться сиюминутные общественные веяния: например, движение хиппи, так и не вышедшее на уровень общественного мейнстрима (я даже знаю, почему, - всё дело в дезодорантах; но авторы сериала решили копнуть в области морали). По-моему, наркозависимость, власть масс-медиа и страх перед автоматизацией быта - более надёжная основа для фабулы приключенческой фантастики. А хиппи пинать каждый может, для этого и телевизор смотреть незачем.

Tags: 1960-1969, Стартрек, космооперы, красота спасет мир, сериалы, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments