Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Другие ипостаси" Кена Рассела

Удачно сочетается с фильмами Кроненберга. Та же тема управления своим сознанием в периоды его помутнения.

Другие ипостаси = Измененные состояния = Altered States. Великобритания, 1980. Реж. Кен Рассел. В ролях: Уильям Харт (Эдди Джессап), Блэр Браун (Эмили Джессап), Боб Балабан (Артур Розенберг), Дори Бреннер (Сильвия Розенберг), Чарльз Хэйд (Мэйсон Пэрриш), Мигель Годро (первобытный человек), Питер Брэндон (Хобарт).

Талантливый физиолог Эдди Джессап работает над проблемой лечения психических заболеваний. Он уверен, что в каждой клетке человеческого тела хранится память о шести миллиардах лет эволюции материи - от космического уплотнения к разумной органике. Поэтому шизофренический бред Джессап трактует как прорыв прежних сознаний сквозь защитные механизмы обычной человеческой личности. 

Ставя клинические опыты на самом себе, Джессап ищет способы заглянуть за грань своего сознания, чтобы - вероятно - вступить в диалог с собой предыдущим и научиться управлять не только собственной волей, но и волей всех предыдущих личностей-предков.

Наевшись ритуальных мексиканских грибочков, Джессап видит свой собственный кошмар - искусительную женщину-ящерицу, собственную жену Эмили. Очнувшийся от наркотического забытья естествоиспытатель с удивлением узнаёт от местных, что в бреду ничем особенным не занимался, разве что... убил ящерицу.

Да, Эмили беззаветно любит Эдди, а он всё никак не может решиться впустить её в своё сердце. Сердце Эдди пока что отдано самому Эдди, в котором Эдди усматривает большие неведомые перспективы для Эдди, внутрь которых ему очень хочется заглянуть.
И вообще он - типичный самовлюблённый депрессивный меланхолик.

Однако научное любопытство ведёт его далеко в сторону от невинной тяги к самоидентификации. Оказалось, что пробуждение древней личности сопровождается соответствующей временной мутацией, перестройкой физического тела под главенствующую в нём в данный момент личность. Собственно, Джессап на время превращается в древнюю человекообразную обезьяну. Которая очень боится остаться без ужина, так что добывает еду по мере способностей. Добавлю, что древняя обезьяна - плотоядна.

В отличие от известной коллизии мистера Джекила и мистера Хайда, дремлющие в Джессапе монстры не являются частью его личности. Это те яркие синкретичные эмоции и мощные детские комплексы, которые умирают в современном человеке к концу начальной школы и о которых он тоскует всю оставшуюся жизнь.

Таким образом, разработанный Джессапом метод сначала открыл перед учёным перспективы примерки на себя каждой раскрывшейся внутри личности со всей сопутствующей свежестью ощущений, а дальше... А дальше личности начинают рваться изнутри на волю, да и сам Джессап готовится шагнуть в ту область, куда без благославления папы римского лучше не соваться. Впрочем, вряд ли стопроцентный американец Эдди Джессап католик. Скорее атеист из благопристойной протестантской семьи.
А хочет Джессап, ни много ни мало, дойти вглубь самого себя, до самого Начала. А ведь "в начале было Слово"...

Рассел не рискнул или не смог довести до конца эту логическую цепочку. Встреча Джессапа с Началом представлена как встреча с какой-то мыслящей протоплазмой, которая к тому же корчит рожи.
Финальный акцент сделан на развязке взаимоотношений Джессапа с женой.

Смотреть довольно интересно. Особенно, само собой, увлекают приключения первобытной обезьяны в современном ночном городе.
Красивы галлюцинации. Впрочем, сразу напомнили "Логово Белого червя" того же Рассела.
Tags: 1980-1989, оборотни в кино, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments