Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Гвен, книга песка / Gwen, le livre de sable (61 мин., Франция, 1985, реж. Jean-François Laguionie)

"Последняя волна" Питера Уира 1977 - классический пример фильма, в котором явно есть сюжет, но ничего не понять, если не напрячься. Вполне возможно, реконструированный зрителем сюжет будет существенно отличаться от авторского замысла, но здесь могут быть претензии только к самому автору. Поверьте, вызывающая всеобщие разногласия австралийская "Последняя волна" далась мне с куда большей лёгкостью, чем часовой французский мульт "Гвен, книга песка".
Мультфильм философский, и не говорите потом, что вас не предупреждали. Некоторые называют его постапокалиптикой, но если это и постапокалиптика, то не на планете Земля, наверное.
Бродящие по пустыне кочевники днём на ходулях охотятся на страусов, чьи хвостовые перья отличаются приятной съедобностью и сразу наводят на мысль об имевшей место трансформации материи. Потом кочевники проводят вечерний досуг, собирая по капле воду и культурно музицируя...



...а ночью прячут лица и дрожат от страха из-за падающих с неба непонятных гигантских штук. Некоторые штуки можно приспособить к делу, но большинство их бесполезны, а если свалятся на голову, то ещё и смертельны. В общем, благодаря сыплющимся в пустыню предметам, у кочевников есть актуальная религия.



По ходу дела выясняется, что гигантские штуки сыплются на головы только людям этого племени и только из-за аутичного тинейджера, потому что только он ментально резонирует с последним оплотом погибшей цивилизации - медитирующими горожанами в дальнем уголке пустыни, - а медитируют они над непонятным им древним торговым каталогом. Сообща горожане умудряются материализовывать любую картинку, будь то вантуз или садовая лейка, но о своих достижениях ничего не ведают (материализуются-то штуки вдали, возле резонирующего дикого кочевника), да и с масштабом предметов не угадывают. Самодостаточное медитирование над картинками из книги - это у них такой религиозный культ, составляющий смысл их жизи.



Когда пазл сложился, девочка из кочевого племени не стала крутить пальцем у виска и орать на дураков "Лучше б ВОДЫ нам наколдовали!", а развернулась и ушла обратно в пустыню жить дальше своей жизнью.



Ей было пофиг на чудеса и на истину о священных тайнах, зато она ловко охотилась на страусов. То есть, духовно умершая цивилизация не будет ею возрождена, а будет создано с чистого листа что-то новое. Ну и правильно, по-моему. Медитировать над чужими непонятными достижениями любой дурак может. Ты своё создай.

Tags: 1980-1989, анимация, арт-кино, постапокалиптика, французское кино
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments