Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Случай из практики каталогизатора

Каталогизирую машинописные пьесы, никого не трогаю. Вдруг - бамц! - опус "Конец Романовых" про события до, во время и после убийства царской семьи в Екатеринбурге (авторства Павла Арского и Марка Волохова, оба 1886 годов рождения). Можно сказать, производственный эпик из жизни Уралсовета. Толстая пачка листов с текстом пьесы датирована 1925 годом. И в подзаголовке - "историческая драма".
В деталях истории с расстрелом не ориентируюсь, даже википедия не помогает, но задумалась. С июля 1918 года всего лет семь прошло, а у советских драматургов это уже дела минувших лет и преданья старины глубокой. Меж тем, все действующие лица расстрела вполне живы-здоровы (кроме одного), и их ещё только в 1927 году начнут из ВКП(б) за троцкизм выгонять. То есть, нет ли тут особого интереса в смысле срока давности по уголовному праву? Хотя бы за убийство женщин без решения суда? Оживляюсь. Провожу следствие на скорую руку. В сети легкодоступен "Уголовный кодекс РСФСР 1922 года", там в 21 статье срок давности по убийству - 5 лет "если за все это время не было никакого производства или следствия по данному делу". И ведь таки да, никакого производства! Дело об убийстве расследовали при белочехах, а советская власть не потрудилась юридически возбудиться. Значит, расстрельной команде ничего не грозило в любом случае. Но, само собой, пьеса никогда не публиковалась не по причинам сроков давности, а из-за общей практики предания неудобных тем забвению.
Считается, если википедия не врёт, что расстрел царской семьи в советском искусстве 1920-х отразился один-единственный раз в виде живописного полотна. Историки изнывают без художественных источников! Всё, надо брать дело в свои руки. Сегодня же вечером сведения о пьесе Арского и Волохова появятся в электронном каталоге, открыто доступном на сайте Театральной библиотеки. И пусть потом историки не говорят, что от них всё скрывали.
NB: Арский имел дерзость жениться на женщине сугубо непролетарского происхождения, поэтому побаивался красного террора. Внучка Арского в мемуарах так пишет: "Думаю, дед специально написал пьесу "Конец Романовых", чтобы еще раз продемонстрировать новой власти свое негативное отношение к царской семье и старому режиму".
Tags: архив, пьесы в виде драматургии
Subscribe

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Ещё раз о мистике советского кинематографа

    Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Ещё раз о мистике советского кинематографа

    Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был…