Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Двойники в кино (В поисках королей сублимации)

В связи с просмотром грустного триллера "Как две капли воды", решила вспомнить известные мне фильмы о двойниках (из которых я не все, правда, видела).  

Даже если судить только по нижеперечисленным примерам, конфликт доктора Джекила и мистера Хайда пышным цветом расцвёл на киноэкранах.
Слабые, чувствительные, затюканные жёнами и бытом герои охотно
сублимируют фантазии о "себе идеальном", наделяя ожившего двойника чудным даром грешить и не совеститься. То есть - словно бы испытывая реальность своей выдумкой, угрожая бунтом и бегством.

Но не ушла в тень и коллизия шекспировской "Двенадцатой ночи", где двойничество не приводит героя к сомнениям относительно собственной самоценности и идентичности. Здесь, как и положено в жизни, реальность испытывает героя на прочность, а не наоборот.

1. Знак Зорро. США, 1920. Реж. Фред Нибло. И все последующие Зорро, Бэтмены, Пауки и прочие супергерои, прячущие свои честные глаза под маской. Плюс большинство фильмов о людях, встречающихся с самими собой в путешествиях во времени. Двойник проектируется угнетённым сознанием как модель себя "идеально доброго и хорошего".

2. Безумная любовь. США, 1935. Реж. Карл Фройнд. О эти руки пианиста Орлака, две живущие собственной жизнью руки-убийцы! Тёмная сторона пугает, особенно когда она навязана извне человеку по натуре доброму. Но если тем временем сумасшедший хирург так вожделеет твою жену, что разговаривает по вечерам с её куклой-двойником... руки убийцы могут вдруг выразить не свою, а твою волю...

3. Как две капли воды. Нидерланды, 1963. Реж. Фонс Радемакерс. Рецензия С.В.Кудрявцева доступна на кинопоиск.руНесомненно, одно из центральных кинопроизведений в теме двойничества. Придумав себе двойника, герой вынужден снова и снова умножать свои сущности. Он поменял имя, выкрасил волосы, придумал романы с двумя девушками, придумал беременность подружки. Но всё бесполезно, и дистанция между блистательным двойником и ничтожным оригиналом только увеличивается.

4. Зази в метро. Франция, 1960. Реж. Луи Маль. Девочка 11-ти лет воображает, как оно всё было бы, будь она взрослой. Конечно, в неё все влюблялись бы и умоляли о свидании, а как же иначе? ...Юная Зази сама становится двойником загадочной красавицы Альбертины.

5. Королевство кривых зеркал. СССР, 1963. Реж. Александр Роу. Целый мир двойников! Ведь у каждого из нас есть двойник - наше имя. И будь готов отвечать за всё, что сделано от твоего имени!

6. Джентльмены удачи. СССР, 1971. Реж. Александр Серый. Доктор Джекил пустился на поиски мистера Хайда. Друзья мистера Хайда в недоумении - как человек может заместить собой животное?

7. Тень: По мотивам сказки Андерсена. СССР, 1971. Реж. Надежда Кошеверова. Тёмная сторона личности может обрести внезапную силу, если светлая сторона решит доказать сама себе, что без неё (без светлой стороны) не обойтись. Самонадеянно! как самонадеянно!

8. Великолепный. Франция, 1973. Реж. Филипп де Брока. Классическая сублимация. (Я фильм лет десять назад посмотреть не смогла, показался скучноват).

9. Приключения Электроника. СССР, 1979. Реж. Константин Бромберг. Внутри социума - твори двойников, сколько хочешь. Вне социума - не то что двойника, себя самого потеряешь.

10. Преступление и наказание. Финляндия, 1983. Реж. Аки Каурисмяки. Персонажи, зеркально отражавшиеся друг в друге у Достоевского, здесь спрессованы в комплексные личности. Соня и Дуня - одна женщина. Свидригайлов и Лужин - один человек. Двойничество наоборот получилось.

11. Связанные намертво. США-Канада, 1988. Реж. Дэвил Кроненберг. Если твой двойник мечтает стать тобою... если Боливар не вынесет двоих... Мрачный фильм, на любителя.

12. Бойцовский клуб. США, 1999. Реж. Дэвид Финчер. Классическая сублимация в варианте покет-бук.

13. Реконструкция. Дания, 2003. Реж. Кристофер Бое. Мужчина видит женщин-двойников, но ему дорога только одна из них. Проблема - определить, которая из них настоящая. А он сам - настоящий? Или он - придуманный двойник никогда не существовавшего оригинала?

14. Лига джентльменов Апокалипсиса. Великобритания-США, 2005. Когда у ничтожных оригиналов двойники получаются такими же ничтожествами, стоит ли удивляться что взбунтовавшиеся двойники являются, чтобы заместить собою оригиналы.

Tags: двойники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments