Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Король Дроздовик / Král Drozdí brada (ЧССР-ФРГ, 1984, реж. Милослав Лютер)

(а также "Капризная принцесса" сестёр Брумберг 1969 в конце поста)

Классический сюжет: будучи отвергнут острой на язычок принцессой, гордый король Дроздобород вторично посватался под видом нищего и заставил молодую жену пожить с ним месяцок в диком лесу и перемерять фунт лиха по одному грамму, пока вздорная мадам не проникнется мужепочитанием по самые брови.
Сюжет взят из сказки братьев Гримм, ясное дело. То есть, глубинный мрак, стынь и хтонь в переработке для юных нежных душ. Ожидания оправдываются!



С одной стороны, принцесса Анна бунтует против нивелирования её свободной личности и низведения посредством брака до роли машинки для поддакивания мужу и роскошного секс-тренажёра индивидуального потребления. А именно этот вариант ей раз за разом и предлагался.
С другой стороны, молодой и горячий соседний король Матоуш выбрал юную красотку в невесты именно по велению нижних чакр, игнорируя вопросы притирки характеров и прочий несущественный, на его взгляд, бабский психологизм, излишний для постельных дел.
С третьей стороны, мудрая свекровь, наблюдающая со стороны за процессом отделки щенка под капитана невестки под супер-невестку, должна была поддержать сына, но сердцем болела за девчонку, чей духовный путь, надо полагать, и сама прошла в сладчайшие годы юности, когда её точно так же пинком под зад выгнали из обжитой девичьей светёлки в негостеприимный мир сомнительного супружеского счастья.
Чешско-немецкая кинокоманда усилила и без того многосоставной конфликт введением дополнительного измерения проблемы женской самостоятельности. На протяжении всего фильма лишённая отцовской защиты дева регулярно подвергается опасности изнасилования.

Выходя замуж по приказу отца, Анна напоказ косплеила Офелию. Замужество смерти подобно, и вы все проклятые убийцы, - как бы выражала она всем вокруг своё бессильное презрение. Сидеть на шее у папаши и ничего не делать - тоже как бы не занятие для возвышенной натуры, но это хотя бы проверенно безопасный способ проводить время. Анна в растерянности. Сбылся худший из её кошмаров.



Собственно, так называемый муж-нищий - это человек, чьего лица она не видит. Абсолютный незнакомец, но тем не менее, имеющий полное право требовать супружеской покорности. В рамках разыгрываемой роли нищего, король Матоуш не проявляет никакой нежности к любимой женщине, его политика - насмешка и подавление. Затянись розыгрыш, и Анна рисковала бы действительно быть изнасилованной фальшивым нищим. Маленькие зрительницы, затаив дыхание, ловят каждый намёк на то, что худший сценарий не сбудется и в положении сильной стороны мужчина способен на щепетильность и деликатность.



Вот королевский сборщик налогов бесцеремонно проверяет, что у неплательщицы под небрежно накинутой дерюжкой. Мужа дома нет. Одинокий лесной домик. Несколько незнакомых хамов нагрянули с деловым визитом. Если что, жалуйся хоть в Гаагу.



Ночью в городе два стражника уже практически приступили к изнасилованию. Проезжавший мимо король особо и не заступался за представительницу низшего сословия. Это единственный случай, когда сильная духом Анна чуть не зарыдала. Она поняла, что своя сила духа не поможет ей против чужой силы мускулов, а охрану к нищенке никто не приставит.





И вот, наконец, жена нищего узнала о своём подлинном социальном статусе. Она жена короля, ура. Но почему-то радости никакой. Можно предположить, это оттого, что благополучие Анны отныне будет отравлено знанием, что её личная удача всегда зависит от социальных успехов вот такого дурачка.



Но, возможно, всё ещё сложнее. Считается, что к финалу сказки Анна научилась любить мужа, научилась сопереживанию, а он научился её уважать. Но там, за стенами королевского замка, десятки, сотни девчонок в лохмотьях никогда не станут жёнами богатых парней и никогда не получат настоящей защиты, а те два стражника всё так же болтаются по ночам у городских стен. Если сердце Анны действительно разрывается от сопереживания, то угадайте, к кому.
И она совершила единственно правильный поступок - заставила мужа признать, что женщины в его королевстве равны. Равны в праве на уважение и социальные гарантии. Но, разумеется, в финале эта мысль подаётся разве что косвенно. Зачем провоцировать зрительниц на меры коллективной защиты. И так всё слишком горько, когда жизнь слишком по-гриммовски сказочна.

В мульт-комедии "Капризная принцесса" Валентины и Зинаиды Брумберг (Союзмультфильм, 1969) нивелирована гендерная проблематика "Короля Дроздоборода", т.е. коллизия "укрощения строптивой" подана к ключе исправления индивидуальной вредности характера, без гендерных обобщений. Здесь жених как личность намного более зрел, чем избранница; возможные конкуренты (целая лесная шайка нищих!) оказываются убраны из кадра, как только в него входит принцесса; сама принцесса не одинока в своём троллинге женихов, а пользуется поддержкой мужчины - королевского шута.

Tags: 1960-1969, 1980-1989, анимация, гендерное в кино, детское кино, женское бессознательное, костюмное кино, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments