Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Мультсериал "Самый маленький гном" (Союзмультфильм, 1977-1983, реж. Михаил Каменецкий)

Нелюбимое советским официозом остросюжетное жанровое кино - со всеми его бэтменами, маньяками, годзиллами, зомби-вампирами и прочими приспешниками буржуазии - уже начиная с конца 1960-х всё более и более успешно находило свой путь к советскому зрителю посредством ёмкой ниши детского кинематографа и анимации.
Поэтому к чёрту сюси-пуси для деточек. Сегодня под нашими лупами выдающиеся всевозрастные 3+ маньякотриллеры конца 1970-х - первой половины 1980-х, а именно тетралогия "Самый маленький гном" (1977-1983). Эти шедевры кукольной анимации созданы фантазией и талантом геолога-эстрадника, сценариста Михаила Федоровича Липскерова (род. 1939) и фронтовика-орденоносца, режиссера Михаила Абрамовича Каменецкого (1924-2006).

Пусть в пространстве девятиминутных мультиков великих дел не натворить, впечатать зрителям в подкорку глубинные основы жанра Липскерову и Каменецкому удалось.
Самый маленький в лесу, но обладающий большим гражданским мужеством гномик Вася вступил в сложнейшие взаимоотношения с маньяком Волком, мечтающим покромсать беззащитную плоть любой слабой жертвы, будь то три поросёнка, семеро козлят, бабушкин серенький козлик, петушок или наивная малютка Красная Шапочка. В зависимости от того, кто именно в каждой новой ситуации составляет Васе и Волку компанию по треугольнику "жертва-маньяк-спаситель", герои всё время примеряют разные роли.

СМГ-1 (1977) служил вводной лекцией в маньяковедение для самых маленьких.
Разумеется, это не руководство по способу спасения трёх поросят от волка при помощи вентилятора. Даже очень маленькие дети бывают достаточно практичны, чтобы понимать: встреться им в лесу волк и поросята, вентилятора там может и не оказаться - потому что откуда в лесу розетки.

vlcsnap-2014-10-27-11h29m37s38 vlcsnap-2014-10-27-11h29m10s13

Истинный месседж мультика состоит в том, что даже если ты всего лишь несёшь пирожки для больной бабушки, отгадываешь кроссворд или готовишься к смотру балалаечников, - то есть в глазах высших сил ангельски невинен и кармой белоснежен, - всё равно может найтись тот, кто желает тебе зла. Окаянный маньяк-душегуб не примет в расчёт твои заслуги перед обществом. Подобно бациллам, маньяки атакуют здоровый социум лишь для того, чтобы найти в нём болезнетворную брешь и указать на неё.

Гномик Вася прокрался тайком, пролез тишком, там подсуетился, здесь нахимичил, и вот результат: незнакомые ему сограждане получили шанс изменить свою судьбу к лучшему (удрать от маньяка-Волка), хотя и не узнали, какое стечение обстоятельств им помогло. Как видите, в сюжетном отношении СМГ-1 предвосхищает "Амели" (2001) Жана-Пьера Жёне. Внешне слащавый, знаменитый французский фильм таит в себе скрытую ужасность, поскольку деятельное причинение окружающим добра не стало результатом глубинных нравственных процессов в личности Амели; это экспансивность первой влюблённости, которая легко может обернуться и мстительной озлобленностью, если одаряемые не подчинятся. Иными словами, в оценке "Амели" я совершенно согласна с Александром Павленко.
В отличие от француженки Амели, русский гномик Вася деятельно добр не от гормонального стресса, а от давней, взлелеянной обиды на равнодушный социум, не предоставляющий гномикам социальные лифты. Тем дороже и ярче такая доброта, ведь по сути Вася имел основания обидеться так крепко, что сам мог податься в маньяки-социопаты и мелко гадить окружающим. Впрочем, социопат такого типа нам хорошо известен - это Шапокляк. Слава богу, российская позднесоветская анимация своё дело знала, в маньяках и социопатах разбиралась, готовила нас ко всему. Мы же сейчас только отметим неоднозначность закрепления за Васей роли "спасителя": ему подошла бы и роль "маньяка", не будь он таким хорошим, наивным, высоконравственным гномиком.

СМГ-2 (1980) самым сногсшибательным образом перешёл от осторожной вводной установки СМГ-1 к глубинам жанра.
- У еды согласия не спрашивают!

vlcsnap-2014-10-27-11h38m09s29 vlcsnap-2014-10-27-11h47m26s231

Гномик Вася деятельно наблюдал, как маньяк Волк похитил и заточил Дюймовочку, Мальчика-с-пальчик и Маленького Мука. Причём мальчиков Волк собрался в перспективе съесть, а девочку... заставил быть у него домработницей. Попробуйте вспомнить, в каком возрасте вы впервые догадались, что одинокие молодые тётеньки у физически крепких дяденек домработницами просто так не бывают. Вряд ли вспомните. Как правило, ребёнок изначально подозревает о подводных течениях найма домработниц холостяками, только не владеет навыками социальной оценки.

Но Дюймовочка украшала быт Волка не по взаимному согласию, а по насильственному принуждению. Даже самый крошечный зритель где-то на уровне подсознания считывал из мультика информацию о ритуалах сексманьячества. Алгоритм действий маньяка стандартен: похитил, заточил, вербально декларировал своё доминирование, а также вербализировал какую-либо эротическую фантазию (в данном случае - женский стриптиз с последующим обратным одеванием в другую одежду, полученную из мужских рук) и... тут же сам с удовольствием переоделся в женское платье. Так в малышей у экранов закладывались основы знаний о том, что сексуальный маньяк, принуждающий чёрт знает к чему несчастных женщин, никогда не является полноценным мужчиной, потому что всё невербализированное в нём является карикатурно-женским.
Для сравнения имеет смысл привести кадры из "Преступлений на почве страсти" (1984) Кена Рассела, где в роли секс-маньяков выступают так или иначе все мужчины вокруг героини, но честен только один; и из "Топора для новобрачной" (1970) Марио Бавы. Как видим, советское кино в лице детской анимации шло в ногу с забугорным жанровым кинематографом.

vlcsnap-2014-10-27-11h44m22s179 vlcsnap-2014-10-27-11h45m58s111

vlcsnap-2014-06-10-17h40m43s71 vlcsnap-2014-06-10-19h39m13s249

vlcsnap-2014-11-04-13h04m41s116 vlcsnap-2014-11-04-13h21m43s104

Также смею обратить ваше внимание на один важный штришок СМГ-2. Вспоминая великие деяния ультра-карликов, васин дедушка произнёс характерную фразу: "Лилипуты связали Гулливера". Это как бы положительный пример, необходимый для воспитания в Васе правильных гномьих качеств.
Во-первых, данная фраза указывает на возраст целевой аудитории - это дети, уже знакомые с адаптированной версией свифтовских фантазий. С 1977 года прошло достаточно времени, чтоб первоначальная целевая аудитория малость подросла и оперилась.
Во-вторых, фраза о победе над Гулливером прямо противоречит официальным дидактическим задачам. Гулливер положительный персонаж, а лилипуты его коварно связали, пока он спал. Ничего себе образец для вдохновения и подражания! Так в сериале СМГ началась ломка стереотипов детского кино.

Впрочем, СМГ-3 (1981) не ломал стереотипы детского кино, а стирал их в порошок.
- Сильные должны быть добрыми.
- Ха, это в сказках!

Детям рассказали, а) какими сволочами иногда бывают тинейджеры, б) самому защиты не найти, если взрослые не вмешаются, в) вмешательство взрослых не обязательно означает, что ты будешь защищён в прогнозируемом будущем.

vlcsnap-2014-10-27-11h57m38s207 vlcsnap-2014-10-27-11h55m29s193

Это очень страшная история о беззащитности перед инфантильной молодёжной жестокостью, пусть и рассказанная в жанре анекдота.
Перверсии игры в маньяка, жертву и спасителя, создававшие сказочную фабулу первых двух выпусков, в СМГ-3 подверглись такой мощной деконструкции, что ничего от них не осталось. Маска маньяка спала с Волка. Теперь-то мы знаем, что он всего лишь хорохорился и следовал стереотипам брутальности. Ну а с Васи спала маска спасителя невинных. Никого Вася не может спасти на самом деле, потому что одних добрых намерений недостаточно для курощения подлинного зла и подлинной социопатии. Про маску жертвы и говорить нечего: она оказалась ловушкой, приманкой для псевдо-маньяка, беззащитного и полного иллюзий.

СМГ-4 (1983) не только радикально обновил устаревший сюжет о спасении петуха котом от лисы, но и замкнул круговерть масок псевдо-маньяка и псевдо-спасителя.
Суетливый, крикливый, пафосный гномик Вася наконец-то добился, чтобы Волк признал в себе васино альтер-эго. Поглощение личности "маньяка" личностью "спасителя" состоялось ко взаимному удовлетворению сторон: маньяку-неудачнику намного легче стать управляемой марионеткой, чем самому отвечать за свои выходки, а спаситель-неудачник нуждался в симулякре физической полноценности.

vlcsnap-2014-10-27-12h06m40s240 vlcsnap-2014-10-27-12h01m51s168

Это самый "взрослый" мультфильм в цикле.
Гномик-ребёнок Вася впервые имеет дело только со взрослыми персонажами, к тому же сексуально активными (прихорашиваются, сожительствуют). Кроме того, в СМГ-4 используются вполне "взрослые" приёмы создания комического эффекта, интеллектуальный юмор.
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, - ой, канавка!.. - за высокие горы... Да не трясите меня, я от тряски порчусь!

vlcsnap-2014-10-27-12h00m26s91 vlcsnap-2014-10-27-12h10m47s160

Изменился и статус социально-критического высказывания. В СМГ-1 и СМГ-2 такое высказывание служило иронической виньеткой. В СМГ-3 это ведущий приём деконструкции. В СМГ-4 социальная критика создаёт саму фабулу. Поэтому основное внимание привлекается к Коту, который предпочитает почивать на лаврах и раздавать интервью, а не спасать Петушка от Лисы.
Но вряд ли ускользнёт от внимания и смелая ремарка о сути "интеллигентности" начала 1980-х:
- Хороший петух, жирный ...то есть, я хотел сказать, интеллигентный. (с) Волк

Более того, в СМГ-4 использован абсолютно недетский сюжет. Разумеется, зрители-дети вряд ли понимали, что именно им показывают, но взрослые молча ухмылялись открытости, незавуалированности специфического подтекста. Давайте освежим в памяти сюжетную установку СМГ-4. Кот и Петушок живут вместе в одном доме. Периодически тонкоголосый, изнеженный петух демонстративно привлекает к себе внимание кота - ставит себя в такое положение, чтобы коту пришлось его спасать. И вот очередная акция по привлечению к себе внимания чуть не закончилась трагедией. Отношения сожителей, по-видимому, окончательно себя исчерпали, и Кот отправил в игнор назойливого Петушка. Лично я с ним солидарна, нефиг превращать любовь в показательные истерики. Петушок, в свою очередь, нашёл нового покровителя в лице гномика Васи, но совсем этому не рад, потому что куда коротышке Васе до красавца-Кота.
Надеюсь, ваше детство не было омрачено знанием лагерного сленга и настойчивый намёк "петух, петух!" проходил мимо сознания. Детям детское, взрослым взрослое.

vlcsnap-2014-10-27-12h03m35s173 vlcsnap-2014-10-27-12h02m46s219

РЕЗЮМЕ

Итак, на протяжении четырёх девятиминутных детских мультиков сценарист Липскеров воплотил две магистральные модели "маньячного" жанра с их характерными элементами и произвёл их полную деконструкцию. Причём проделал это в соответствии с задачами возрастной психологии, показывая юным зрителям разницу между детским и взрослым.

Наша любимая модель маньяка, которую я бы назвала эскапистской, - маньяк-созерцатель, страдающий от дефицита общения и заворожённый индивидуальностью своей жертвы. Такой маньяк всё время кого-нибудь похищает, заточает и сладострастно пытает в застенках (физически или только психологически), а кинозритель больше радуется репортажам из пыточной камеры, чем суете следственной группы. Игровая суть данной модели не в акте насилия, а в прелюдии к нему, то есть во внимании маньяка к попыткам жертвы выстроить коммуникацию со зловещим, но агрессивно вожделеющим общения незнакомцем. Игровой элемент, таким образом, внесён в саму коммуникацию "маньяк vs. жертва", а "спаситель" как таковой переносится в область случайных факторов (внешних элементов) и сам тоже становится созерцателем. Эта модель идеально воплощена в СМГ-2, где гномик Вася является не деятельным персонажем, а созерцателем. В частности, тот факт, что именно Вася придумал, как ультра-карликам спастись от Волка, не отменяет того факта, что они могли бы придумать такой же план спасения и сами, - то есть, Вася им не слишком-то и нужен.

vlcsnap-2014-10-27-11h40m28s141

Но исторически более ранней и, наверное, более разработанной в кинематографе является другая модель маньяка - маньяк-провокатор, нуждающийся в социальной оценке своей личности, то есть в конфликте со "спасителем". Агрессия маньяка против жертвы провоцирует/программирует агрессию спасителя против маньяка, и таким образом выстраивается игровая коммуникация "маньяк vs. спаситель", где внешним элементом и созерцателем (чаще пассивным, а то и вообще неживым) становится жертва. Логично, что с более ранней модели Липскеров и начал, сразу заставив Волка в СМГ-1 произносить саморазоблачительные монологи, благодаря которым маленький зритель примерял на себя роль пассивной жертвы-созерцателя.

vlcsnap-2014-10-27-11h31m52s100

Что же касается деконструкции, произведённой в СМГ-3 и СМГ-4, то она так глубока и основательна, что в течение многих лет любые последующие попытки создать в русском кино маньякотриллер порождали образы скорее пародийные, нежели аутентичные. Не зря же и профессиональная кинокритика, и любительская блогокритика словно бы запинаются, когда заходит речь об отечественных произведениях чистого жанра - "Змеином источнике" (1997) и "Поклоннике" (1999) Николая Лебедева, а также "Тот, кто гасит свет" (2008) Андрея Либенсона. Формально практически безупречные, в содержательном плане эти киноленты словно бы пришли из каких-то прошедших, давно пережитых времён. Ещё бы! даже детский гномик Вася добрался до четвёртой серии, а кинематографисты упорно снимают всё новые СМГ-1 для взрослых.
Словом, мой выбор в отечественных "взрослых" маньякотриллерах - четырёхсерийный телефильм "По ту сторону волков" (2002) Владимира Хотиненко. Там все эти детские/инфантильные "игровые элементы" и "коммуникации" начисто вышиблены из художественного пространства и успешно заменены на исторически обусловленные формы психопатии.

vlcsnap-2014-10-27-11h35m33s5
Tags: 1970-1979, 1980-1989, анимация, детское кино, маньяки в кино, советская правда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…