Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Зена - королева воинов (сезон 1-6, США-Новая Зеландия, 1995-2001)

На тему благой вести от лесбиянок-кощунниц не каждый день подростковые сериалы снимают, так что имеет смысл вдаться в подробности. Шесть сезонов, более 130 сорокаминутных серий, но я всё неинтересное проматывала курсором, так что психика в целом осталась повреждённой не более обычного.

vlcsnap-2014-11-20-16h10m30s228 _ vlcsnap-2014-11-20-15h30m23s223

Сюжетная матрица выдержана на протяжении всех сезонов. Мускулистая и суперпрофессиональная разбойница Зена из Амфиполиса одумалась, покаялась, прекратила заниматься геноцидом в корыстных целях, распустила армию наёмников и отправилась по городам и весям древней Греции адресно причинять людям добро. К ней в ученицы набилась истомлённая сельским бытом грамотная девчонка Габриэль, мастерица трепать языком и анализировать мотивации. После притирки характеров молодые дамы принялись сеять сладость и свет сообща: одна бьёт морды хамам, другая публично воспевает подвиги подруги. Фишка сериала в том, чтобы между барышнями установились такие именины сердца, что даже ссориться им приходилось исключительно ради катарсиса примирения.

vlcsnap-2014-11-22-20h26m22s141 _ vlcsnap-2014-11-22-20h37m24s110

Обычно Зена и Габриэль решали чужие проблемы уплаты налогов, воссоединения детей с родителями, отлупа каннибалам и лузерской недосоциализации. Изредка попадалось нечто особенное, например, задача ослабить сексуальную напряжённость между взаимно табуированными амазонками и кентаврами. Но шёл всего лишь первый сезон, сериал считался совсем детским, так что пикантные метасюжеты маскировались под игры в казаки-разбойники, а комедийно-приключенческие серии чередовались с военно-стратегическими. Ползучая экспансия Рима сделала своё подлое дело, и военно-стратегические серии стали уверенно превалировать. А уж когда из всех щелей поползла злобная рогатая мистическая хрень, мечтающая о мировом господстве, то авторам сериала стало и вовсе не до комедий.

vlcsnap-2014-11-29-22h14m16s144 _ vlcsnap-2014-11-25-19h43m51s209

Рано или поздно, Зене и Габриэль всё равно пришлось бы перейти на уровень решения проблем администрации Олимпа. Слово за слово, и как-то незаметно подкралась новая эра, где с богами-олимпийцами пришлось разбираться не по-детски. Уже не только комедийных, но и толковых батальных серий становилось всё меньше и меньше.

vlcsnap-2014-11-23-11h21m50s0 _ vlcsnap-2014-11-18-19h15m01s151

Теперь сериал стал изобиловать драматургическими экзерсисами на темы этики и экзистенциальных религиозных переживаний в пределах задач переработки языческой мифологии в христианскую. Боги оставались языческими, а вот мученицы Зена и Габриэль - уже вполне христианские мученицы.

0006 _ vlcsnap-2014-11-25-18h31m09s140

При этом, хотя авторы позволяли себе самоповторы и заигрывания с аудиторией среднего ума, но учитывали, что за время премьеры сезонов первоначальная фанатская аудитория подросла и начала больше интересоваться сексом и садизмом, чем гэгами и драками на мечах и кулачках.

vlcsnap-2014-11-23-21h46m05s27 _ vlcsnap-2014-11-30-12h20m50s208

В четвёртом-пятом сезонах авторы попробовали вернуть былой комедийно-приключенческий блеск, но создавалось ощущение, что оригинальные новые серии перемежаются метражом, доснятым по отбракованным ранее сценариям. Да и неопределённость возрастной адресации мешала выдерживать чистоту стиля.

vlcsnap-2014-11-30-12h20m19s150 _ vlcsnap-2014-11-25-15h38m45s155

Сюжетная линия Зена-Цезарь, на мой взгляд, заслуживала перевода в формат отдельного полнометражного фильма. Цезарь предстал инфантильным гением с моралью ломающего любимые игрушки ребёнка и потому стоящим вне нравственности. Зена, в свою очередь, выглядела оскорблённой возлюбленной, желающей покарать не отвергшего её самца, а саму идею презрения мужчин к использованным женщинам. В истории их войны есть загадочность (чего же на самом деле хотел коварный Цезарь?), сексуальная подоплёка политического конфликта, чистота эмоций, вибрации взаимной ненависти, а главное - приглушён пафос морализаторства. Цезарь прямой виновник массовых убийств, но Цезарь и непростая личность, вызывающая интерес.

vlcsnap-2014-11-28-16h55m53s222 _ vlcsnap-2014-11-23-15h51m27s238

Из удивившего. Ни разу не обыграно сходство трагических женских судеб Зены и Габриэль. Каждая из них своими глазами наблюдала насильственную смерть любимого мужчины, погибшего в первую очередь из-за желания доказать моральное право лелеять возлюбленную.
Казалось бы, создана логическая сцепка понятий "желающая мужчин" и "приносящая смерть", чем полностью объяснялось бы вынужденное эмбарго героинь на гетеросексуальные связи. Но почему-то дальнейший отказ обеих достойных леди от попыток вступления в новые браки не связывался со страхом навлечь беду на новых избранников. Мужчины отвергаемы ими по той причине, что неспособны к доминированию и/или морально нечистоплотны, а не по той причине, что барышни им сердечно не желают зла. При этом нельзя утверждать, что сериал как-то особенно негативен по отношению к мужским персонажам. Моментов трогательной привязанности, любования, взаимной симпатии, доверия и опоры друг на друга более, чем достаточно.

vlcsnap-2014-11-18-20h03m26s4 _ vlcsnap-2014-11-21-13h52m24s152
vlcsnap-2014-11-22-23h28m51s67 _ vlcsnap-2014-11-19-20h56m26s72
vlcsnap-2014-11-21-21h52m28s178 _ vlcsnap-2014-11-24-14h56m31s248

Хочу сказать, в сериале остро не хватает сквозного мотива женского томления по мужчинам, мотива сожаления о невозможности пустить корни возле какого-нибудь достойного фермера с твёрдым доходом в урожайные годы. Фактически, авторы сериала уже через одно только данное умолчание назвали героинь открытыми лесбиянками, чья былая гетеросексуальность уступила место сначала бисексуальности, а там и гомосексуальности. Но следует признать, тактильные контакты Зены и Габриэль всякий раз обосновывались сюжетной необходимостью, в них чувственное не превалировало над ситуативным. До откровенных эротических ласк и поцелуев дело не дошло, и на том спасибо. В шестом сезоне лесбийский характер посестримства Зены и Габриэль обсуждался уже вполне открыто, и то опровергался, то находил подтверждение.

0007 _ 0001
0004 _ 0003

Любопытно также, что на протяжении шести сезонов лесбийская модель отношений Зены и Габриэль, так сказать, поменялась полюсами.
Изначально Габриэль - деревенская пастушка-блондиночка, мягкая и чувствительная. Зена же походила на киборга; даже сидеть она предпочитала по-мужски, расставляя ноги.

vlcsnap-2014-11-18-16h08m06s125 _ vlcsnap-2014-11-24-16h14m31s215

Слабенькая коротышка Габриэль под эгидой мужественной верзилы Зены...

vlcsnap-2014-11-19-22h13m07s12 _ vlcsnap-2014-11-21-14h48m44s164

...оставалась недолго. Один из ведущих сквозных мотивов - переустановление взаимных отношений, постепенное прогибание воли Зены под волю Габриэль, выход блондинки на первый план.

vlcsnap-2014-11-18-22h16m53s209 _ vlcsnap-2014-11-29-20h56m42s199

К концу сериала Габриэль уже довольно мужеподобна по своим манерам. Изменение произошло сначала в "игровой" форме, в эпизоде "обратной" ролевой игры в манерную Зену и брутальную Габриэль в ХХ веке, а потом и путём непосредственной смены имиджа актрисы (остригла волосы и поработала над собой в качалке).

vlcsnap-2014-11-21-19h19m24s245 _ vlcsnap-2014-11-25-20h16m08s186

В то время, как Габриэль становилась от сезона к сезону всё брутальнее, Зена становилась всё женственней.
Опять-таки, превращение киборга в женщину начиналось с игры, с примерки модели поведения. Периодически пользы ради Зена вынуждена была представать то в образе легкомысленной блондинки, то в образе пряной брюнетки. Она проделывала это всякий раз легко и не без изящества

vlcsnap-2014-11-21-20h17m47s214 _ vlcsnap-2014-11-27-22h27m03s212

...но сбрасывала личину игривой женственности сразу по завершении миссии по очаровыванию противника, возвращаясь к образу уличной пацанки.

vlcsnap-2014-11-19-20h30m34s177 _ vlcsnap-2014-11-21-16h22m01s65

Радость материнства, по замыслу авторов, радикально преобразила женщину-киборга, придала мягкости и расслабленности её облику. Впрочем, от кожаного корсажа леди-доминатрикс Зена так и не отказалась.

vlcsnap-2014-11-25-22h05m14s116 _ vlcsnap-2014-11-26-22h57m49s228

- Конкурс красоты - всего лишь повод для унижения и эксплуатации женщин!
- Нет, солнышко, зачем нам повод.


Вряд ли можно говорить о феминистском манифесте и феминистской саморефлексии в сериале, созданном преимущественно мужчинами - продюсерами, сценаристами и режиссёрами. Тем не менее, если в первых сезонах деятельное участие Зены и Габриэль в формировании событий ветхозаветной истории выглядело как уступка условностям фабулы, то в последних сезонах классические сюжеты религиозной мифологии преподнесены уже в нарочито феминизированном виде.
Не будучи ни девственницей, ни образцом женского целомудрия, Зена сподобилась на непорочное зачатие ребёнка, который спасёт человечество. Разумеется, это будет девочка!
Первую книгу священных текстов записывала в уединении посреди пустыни группка грамотных и усердных последовательниц вероучения святого мученика Элая, т.е. женщин-апостолов. Элай, кстати, умер человеком, но в загробном существовании имел статус божества.

vlcsnap-2014-11-21-21h46m14s28 _ vlcsnap-2014-11-28-17h48m39s150

На этом дерзком фоне вмешательство героинь в классические схемы литературных сказок выглядит невинной забавой. Всего лишь возглавили рыцарей Круглого стола и переписали легенду о том, кому суждено разбудить спящую красавицу поцелуем истинной любви.

vlcsnap-2014-11-23-16h38m31s252 _ vlcsnap-2014-11-29-22h46m14s115

Думается, феминистские подкопы под традиционные идеологемы можно счесть частью общей ролевой игры, притирки игровой мифологии 1990-х к мифологемам обществ традиционного типа. Обычно ролевые игры в "Зене" велись через экстремальную модернизацию условно-архаического сюжета. Нам скормили серии с конкурсом красоты в купальниках, походами древних греков в казино, игрой в покер, сидением за барной стойкой и гламурной тусовкой у мраморного бассейна в фитнесс-центре. Поскольку сериал снимался в расчёте на телерынок США, то есть даже серия о древних ковбоях и женщине-шерифе, а также серия о попытке вернуть белым колонизаторам их дочь, воспитанную похитившими её дикарями-аборигенами. В одной из серий упоминалась, извините, фея-крёстная, что для персонажей-язычников можно считать пророческим прорывом. Иногда ролевая игра велась открыто, и тогда Зена и люди её круга перемещались в XX и XXI века, где чувствовали себя вполне уверенно. В третьем сезоне обращают на себя внимание отсылки к новейшей мифологии в названиях серий - "Грязная полудюжина" и "King Con". Для особо продвинутых зрителей в четвёртом сезоне предложена эксклюзивная шутка о кентавре Дастинусе Хофманусе, который хочет стать первым в мире театральным актёром-кентавром, но принципиально отказывается играть четвероногих персонажей.

Минимум один раз в ролевых игрищах почувствовалась тонкость замысла. Актриса, исполнившая роль Афродиты, поначалу поражает тотальным непопаданием в образ безупречной красавицы. В ней визуально воплощён глянцевый стандарт пошловатой искусственной блондинки в розовом неглиже. Но столь удачно переданы неуёмное кокетство и вздорность нрава Афродиты, что быстро приходишь к мысли - да, авторы правы, невзрачная от природы девчонка может стать истинной богиней красоты или хотя бы божественно сладкой идиоткой, если её жовиальность и преданность розовому неглиже превзойдут все остальные качества.

vlcsnap-2014-11-24-14h29m02s157 _ vlcsnap-2014-11-26-23h01m33s161

Благодаря подчёркнутой взбалмошности Афродиты усиливается эстетическое страдание зрительниц (насчёт зрителей-мужчин уверенной быть не могу) при виде всё новых типовых полусфер, рвущихся из всё новых типовых декольте, но означающих только избыток женского тестостерона, а не жовиальности. Игра с мифологемами 1990-х приняла, можно сказать, критическую направленность: миф о победной силе силиконовых прелестей из года в год претерпевал визуальную нивелировку их ценности. Мужеподобные красотки, наряженные в декольтированные костюмы разного рода разбойниц, воительниц и амазонок, утомляли взор своим однообразием. В общем-то, им и лиц зачастую не требовалось, всё равно кастинг шёл по бюстам.

vlcsnap-2014-11-25-20h53m53s61 _ vlcsnap-2014-11-18-20h34m52s188

Констатирую открывшийся мне исторический факт. Типологически цельный пакостный мизантроп, мучающийся от вожделения к главной героине и ставший лидером зрительских симпатий, обойдя всех положительных героев, - такой фрукт освежающий появился впервые не в сериале про Баффи (1997-2003), дрессировщицу ворчливого вампира-серийного убийцу Спайка, а в сериале про Зену, ставшую наваждением для порочного бога войны Ареса. Даже в структурном отношении ситуация Баффи-Спайк повторяет ситуацию Зена-Арес. Открытая эротическая атака влюблённого страдальца на даму, отправившую его в глубокий игнор, и там, и там началась в пятом сезоне. В шестом сезоне претендент на Всепожирающую Лю озвучил конкретную проблему мужской статусности: Арес потребовал признать его достойным отцовства, а Спайк ожесточённо требовал признать его официальным бой-френдом. Словом, Спайк во многом скопирован с Ареса, - но с куда большим успехом и выдумкой, само собой.

vlcsnap-2014-11-23-12h52m13s213 _ vlcsnap-2014-11-28-17h06m40s47

Напоследок - о личных симпатиях.
Во втором сезоне мне нравятся попытки рассказывать историю похождений Зены "от обратного", через внутрикадровую рефлексию над образом великой воительницы. Серия № 15 - острая коллизия на почве помятой сковородки с последующим комическим описанием мелких бытовых конфликтов Зены и Габриэль; серия № 18 - оригинальный образ смертельно опасного гопника-фанфарона, из которого благодаря правильному женскому ролевому образцу всё же может получиться хороший мальчик.
В третьем и четвёртом сезоне отмечу серии, где удачно соблюдены различные жанровые каноны либо приёмы интеллектуальной комедиографии. Сезон 3, серия № 2 - бесконечный день сурка (как бы Зена ни старалась, в повторяющемся дне до захода солнца обязательно умирает либо Джоксер, либо Габриэль); серия № 3 - во время криминальной операции по краже волшебных доспехов из охраняемого замка происходит коллективное взаимодействие людей, имеющих негативный жизненный опыт; серия № 13 - драйвовый боевик со смертельной битвой одной женщины с толпой мужчин в замкнутом пространстве; серия № 15 - мелодраматическая афера вокруг казино и вокруг чувственной уязвимости Зены; серия № 18 - комедийное наваждение подсознаний (недотёпа Джоксер вообразил себя не ведающим стыдливости Тарзаном, Габриэль погрязла в самовосхвалении, а Зена помешалась на желании поймать неуловимую рыбину); серия № 19 - трудности эвакуации выживших из перевернувшегося и затонувшего корабля. Сезон 4, серия 17 - превратности живописания реальности средствами театрального искусства показаны в форме сатирической комедии; серия 19 - классический детектив с тайной убийства в запертой комнате.
В пятом сезоне запоминается эротическая серия, где Зена под видом Клеопатры не просто обольщает, а влюбляет в себя самоуверенного и пресыщенного женским вниманием красавца Антония.
Tags: 1990-1999, дух духовности духовитый, сериалы, спайковедение научное, фэнтези
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments