Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Июньская змея" Цукамото, 2002

<Июньская змея = Июньский змей = The June Snake
Япония, 2002, ч/б (в голубых тонах).
Реж., оператор, исполнитель одной из ролей - Шинья Цукамото

Работницу телефонной службы доверия Ринко Тацуми шантажирует некий её клиент.
По почте приходят конверты с неприличными фотографиями мастурбирующей Ринко-сан. Женщина в ужасе - её горячо любимый муж, спящий всегда отдельно господин средних лет посредственной наружности, ничего не должен знать о её тайных желаниях.
Шантажист выдвигает ряд совершенно неприличных требований, сводящихся к одному - от Ринко требуется заняться мастурбацией публично.

Шинья Цукамото из тех авторов, чьи фильмы будут разглядывать под лупой просто потому, что он был автором Того Самого Фильма.
Того самого "Тетсуо".

Когда в "Тетсуо - железный человек" (Япония, 1988, реж. Шинья Цукамото) чёрти что творилось, это творилось в сознании сумасшедшего. Это было здорово. Сквозь экран сочилась эманация чего-то запредельного, к чему равно могут прикоснуться и режиссёр, и я, и кто угодно.

В "Тетсуо - тело-молот" (Япония, 1992, реж. Шинья Цукамото) всё было, на первый взгляд, таким же иррациональным и экспрессивным. Но пропало что-то, чем первый "Тетсуо" приковал меня к экрану. Или появилось что-то, чем первый "Тетсуо" не отталкивал? Да, рацио. Во второй "Тетсуо" вторглась связная история, и фильм о безумии перестал (для меня) быть интересным.

В "Июньской змее" совсем нет сумасшедших. Есть невротики и шизофреники, а настоящих безумцев, творящих вселенную из хаоса и хаос из вселенной, - нет ни одного.

Снова в центре истории - японские горожане, чувствующие себя немножко роботами и теряющие связь со своей органической природой.
Снова ковыряние в живом теле холодным металлом.
Снова параноидальная зависимость от секса - дикий страх и непреодолимое влечение.

НО - не хватает этой параноинки в дёрганьи камеры.
И рацио, холодное скучное рацио, - зачем оно здесь? Порыв чувств, перехлёст эмоций в "Июньском змее" не там и не такой, чтобы я поверила в искренность веры Цукамота в им же придуманную историю.

Не могу поверить, что молодая женщина, изнывающая рядом с мужем-импотентом, испугается каких-то там фотографий. Это высокохудожественные снимки, которыми гордилась бы любая звездунья с MTV. Казалось бы, визжи от радости и суй мужу под нос, чтоб вспомнил, на каком сокровище женат. Увеличь и повесь на стену, чтоб и гости могли полюбоваться. Покажи коллегам на работе, чтоб знали наших, а не считали тебя зашуганной женщиной-очкариком.

Не могу поверить, что можно убеждать саму себя в любви к такому скучному невыразительному мужу. Не могу поверить, что вообще мог состояться этот брак. Если муж такой, каким показан в фильме, - бесконечно драющий дом моющими средствами в поисках хотя бы одного перепуганного микроба, - на кой он тогда женился? Да ещё на молодой и красивой. Как говаривала мудрая сваха Ханума, "молодую жену нужно развлечь!".

Хорошо. Допустим я тот толерантный зритель, который готов верить в такие чуднЫе исходные условия. Но дальше начинаются совсем странные вещи. Заставив пережить пикантное приключения с вибратором, шантажист заставляет-таки Ринко внутренне раскрепоститься и приобрести вкус к запретным (?) удовольствиям. Ура, наша Ринко освободилась от своих страхов!

И что же? В фильме немедленно происходит сбой программы. У японцев, как погляжу, представления о свободе-освобождении сводятся к тому, чтобы перестать постоянно делать одно и то же и начать постоянно делать другое одно и то же.
Вот и Ринко-сан начала усердно воспроизводить свои же предыдущие пустяковые грешки - от помады на губах до самостоятельного достижения яркости оргастических ощущений в общественном туалете.

То есть, конечно, ничего подобного. Я несправедлива. Ринко один раз всего прошлась по торговому центру в мини-юбке без нижнего белья и в ярковатом для дневной прогулки макияже. Один раз сама, по собственной воле. Выглянула наружу из панциря, как та улитка, которая подслеповато таращится в глаза зрителю, будучи дважды показана во весь экран.

Что было бы дальше, останься всё, как есть, - Цукамото предоставляет зрителю догадываться самостоятельно. Моя версия - ходить бы Ринко в мини-юбке в общественный туалет до седых волос. А режиссёр приготовил ход конём, который сразу сводит на нет все рассуждения о "дальше". Но и этот ход конём - рационален.

Не моё кино. Когда мне предлагают включить моё "рацио", делаю это так, как считаю нужным и умею я, а не режиссёр. Не понимаю, что это такое - связное безумие.
Tags: 2000-2009, психологический психологизм, эротика в кино
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments