Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Схватка в пурге (Мосфильм, 1977, реж. Александр Гордон)

В зоне вечной мерзлоты, где-то через пару километров от таблички "Граница Полярного круга", беглый рецидивист, угрожая огнестрельным оружием, захватил рейсовый автобус того маршрута, которым отбывают в сторону тёплых краёв местные работяги-временщики с рюкзаками накопленных "северных" зарплат. То, сё, стрельба, а дальше либо паника, хаос и гнильца, либо воля коллектива подавит волю социопата.
Но в 2014 году куцые дискурсы некомильфо. Честные рабочие парни, уголовник с комплексом нигилиста и надвигающаяся пурга, тут всё примерно ясно, зацепиться не за что.
Меж тем, фильм цеплял тогда, цепляет и теперь. Поэтому есть смысл слегка подрегулировать оптику.

Например, так.
Суперэлитный альфа-самец (Леонид Марков)



и группа самцов не столь высоких рангов,







которым противопоставлен лощёный сеятель сплина с тёмной харизмой (Валентин Гафт),



силой обстоятельств вынуждены проявить себя на глазах у двух престижных самок.



В такой ситуации становятся возможны необыкновенные чудеса. Даже, может быть, местную красавицу внезапно очарует неказистый Виктор Павлов, если поучаствует в паре подвигов.



Нет. Такая трактовка столь же убога, как и ожидание крутых драк, погонь и драйва от фильма о битве добра со злом, когда белым по чёрному сказано, что историю вылепили нежные женские руки. Женщинам, как правило, плевать на мужские разборки, кто тут кому альфа-самец. Мы сердцем сразу выбираем. Кошельком да, возможны варианты, но сердцем сразу.



А фильм начинается с рассказа о том, что в краях, где нет ничего важней работающей электростанции, упёртый энтузиаст сварганил теплицу и выращивает там цветочки. Вот, какому-то молодому папаше букетик всучил по поводу первенца. Начальник самой главной местной стройки (Леонид Марков) в шоке. У него план по вводу в строй объектов горит, а этот "хохол" (Виктор Павлов; кстати, впервые обратила внимание на то, что в советском фильме 1970-х могло употребляться слово "хохол" вместо "украинец") любой обрезок трубы для своей теплицы втихаря со склада тащит.



Всё, собственно. Один суперэлитен и орёт на подчинённых, чтоб пошевеливались, а другой сам завалященький, зато выращивает цветочки на радость молодым матерям. У одного забота о людях на высшем уровне систем жизнеобеспечения и в режиме полного абстрагирования, а у другого конкретно-адресная забота милыми пустячками. Это не фильм, как мужики между собой разбираются, кто самый крутой. Это фильм, которого из них женщина выберет. Причём сценаристке очень важно, чтоб и мужчины женский выбор приняли и одобрили, поэтому "хохол" себя проявил положительно, уважение начальника стройки заслужил и даже более того, стал тому всячески дорог и сердцу приятен.
Персонажу Виктора Павлова, на самом деле, особых чудес героизма во время схватки в пурге проявлять не требовалось, потому что он в рейтинге женских предпочтений изначально лидировал, с первых кадров, только никто из персонажей-мужчин об этом не догадывался. По состоянию на конец 1970-х, само собой. А как обстоят дела с достоверностью трактовок женских предпочтений в точки зрения середины 2010-х... ну, это каждый сам для себя решает, не так ли?
Tags: 1970-1979, боевики, гендерное в кино, советское кино, суровый как бы реализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments