Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ночной народ / Nightbreed (США, 1990, реж. и сценарист Клайв Баркер)

(Скриншоты кликабельны)

vlcsnap-2014-11-15-18h52m43s19 & vlcsnap-2014-11-15-18h55m03s140

Молодой автослесарь из Калгари по имени Аарон Бун видит одни и те же сны о деятельности странных существ-мутантов в те моменты их жизни, когда они эмоционально возбуждены. Тем временем, по городам и весям мирной Канады рыскает неуловимый маньяк и уже шесть невиннейших семейств изрезаны в клочки, а Аарону Буну все эти безобразия приснились на манер репортажа.

vlcsnap-2014-11-15-18h46m29s109 & vlcsnap-2014-11-15-18h59m43s117

Бун измучен ночными кошмарами, он не считает себя выдающимся эмпатом высочайшего уровня и хочет только хотя бы разок нормально выспаться. Так Бун стал предметом изучения своего антагониста, психиатра Филипа Декера, и всё заверте.
Главный герой - суперсущество, а его антагонист обычный завистник? В этом построении меня лично смущает ритуальная маска серийного убийцы, вот этот искусный арт-объект, вызвавший у зрителей почтение простотой и лаконизмом своей инфернальности.

vlcsnap-2014-11-15-19h52m39s129 & vlcsnap-2014-12-15-13h32m49s173

Как ни вглядываюсь в скриншот, это непрозрачная маска без адекватных смотровых щёлочек. Значит, кто бы ни надевал маску, в ней он передвигался вслепую, как летучая мышь. Почитав избранные места википедии, сделала вывод, что летучемышиный способ избегать препятствий в темноте называется эхолокацией и основан на том, что ты кричишь тихим писком, а люди тебя не слышат. Пожалуй, владельца маски следовало бы называть трагическим Бэтменом - но, увы, имя уже занято выдуманным самозванцем и опошлено комиксами про похождения мужика в трико. Ни одному невротику такая вольность не могла бы добавить любви к человечеству. Мужик в трико! в то время, как ты кричишь, а тебя не слышат!

Судя по отзывам на фильм, многие зрители останавливаются на пункте "в психиатре изобличён тот самый серийный убийца, которым Бун считал себя", и не мечтают о большем. Но о подпольной деятельности лощёного медика мы догадываемся практически сразу, с первого же полунамёка. Ни одна из связанных с его разоблачением сцен не поставлена как сцена, меняющая смысл происходящего, как хитрый сюжетный финт.

vlcsnap-2014-11-15-19h05m04s2

Моя версия - в фильме психиатр нечто большее, чем сумасшедший фанатик негатива, внушитель чёрных мыслей и сеятель лжи. Собственно, он ещё один мутант, но только придающий иную ценность своей инаковости. Именно будучи мутантом он и смог, к своему удивлению, стать персонажем снов Буна.
Как предвещанный пророк мутантов, Бун способен быть стражем, защищающим ординарных хомосапиенсов от мутантов-злоумышленников. Это и есть точка напряжения, та коллизия, что породила конфликт. Такие мутанты, как Декер, стали оправданием первоначальной агрессии людей по отношению к мутантам, а такие мутанты, как Бун, сторонятся людей во благо самих людей, держат взаперти мутантов-берсерков и стараются не выпячивать лишний раз величие своей личности. Поскольку добряки-мутанты крышуют людишек, злобным мутантам сложно реализовывать своё тёмное предназначение. Следовательно, социализированному мутанту-психиатру надо уничтожить сородичей, чтоб не мешали, а там уж можно будет как следует взяться за ставших беззащитными хомосапиенсов, которых он яростно ненавидит.

Теперь понятно, почему в эпизоде массовой бойни Декер не попытался возглавить толпу линчевателей: ему просто физически тяжело находиться среди скопления хомосапиенсов в момент массового выброса адреналина - это всё равно, что человеку с больным сердцем прийти на рок-концерт или спортивный матч. Так что Декер предпочёл тишком отыскать стража мутантской моральности и вступить в с ним в единоборство.

Вот так я вижу стратегию и тактику серийного убийцы как персонажа. В данной трактовке для меня все концы сходятся, оборванные нити срастаются, небо голубеет и трава зеленеет, фильм логичен, целен, начат со введения, проведён через кульминацию и закончен эпилогом. Жаль, среднестатистический зритель пренебрегает выстраиванием логических цепочек и кроме качественного грима и масштабных декораций не видит, за что можно похвалить Клайва Баркера. Мрачный фильм об истончении общественной морали и нехватке духовного лидерства/вождизма воспринимается многими как бестиарий для ублажения визуального сладострастия фанатов.


vlcsnap-2014-11-15-18h48m17s167 & vlcsnap-2014-12-14-22h26m56s96

Трудно упрекнуть среднестатистического зрителя. Ни продюсерскую, ни режиссёрскую версию фильма не назовёшь безупречным кинематографическим высказыванием, увы. Особенно меня печалит та простота, с которой хомо сапиенсы в кадре воспринимают сам факт существования непонятных мутантов. Во-первых, они не шокированы. Во-вторых, их изначально интересует только истребление и ничего сверх. А отнимание тайных знаний? А эротомания и ролевые игры? А просто поиграть - в шахматы, в подкидного, в прятки и салочки? Столько возможностей научной, творческой, демографической и спортивной самореализации, а канадским обывателям и следователю полиции, видите ли, только пострелять хочется. Тьфу на них.

Глядя, как люди, затерроризированные газетными рассказами о маньяках, превращаются в однобокие карикатуры на самодовольных линчевателей, приходится признать, что Клайву Баркеру важнее было передать все аспекты внутренних переживаний главного героя, чем выстроить реалистичную картину социальных взаимодействий. И здесь имеет смысл ступить на (сравнительно?) нехоженый русскоязычными блогерами путь сравнения творчества Клайва Баркера и Кена Рассела.

В запутанном, дёрганом и считающемся в целом неудачным фильме Рассела "Другие ипостаси" (1980) ведущий мотив - страх влюблённого мужчины причинить физическое страдание своей женщине. Его преследуют, пугают и мучают образы изнасилования, изувечивания, даже убийства, он боится, что однажды не сумеет остановиться и будет вовлечён в хаос беспорядочной жажды секса. Годы вполне счастливого супружества и совместные дети не убеждают героя в том, что он не представляет опасности для собственной жены. Пройдя целую эпопею самоисследований, женатик с большим трудом смиряется с мыслью, что контроль над тёмными сторонами натуры не такая уж проблема и он переоценил степень своей испорченности.

vlcsnap-2013-12-12-20h53m38s166 & vlcsnap-2013-12-12-21h15m28s214

В "Ночном народе" соответствующие опасения озвучиваются диалогом "Не подходи ко мне, я причиню тебе боль! - Кем бы ты ни был, я тебя не боюсь".
Баркер вычеркнул из проблемного поля "Ночного народа" страх реализации тёмных эротических фантазий, заменив на более общий страх озверения, помрачения рассудка. Как всякий неофит, Бун готов разрушить до основания именно то, что его притягивает. Но звериного начала он в себе не обнаружил, даже проведя специальное эмпирическое исследование.

vlcsnap-2014-11-15-19h34m19s143

Так что матримониальные планы певички Лори Уинстон на свободно бодимодифицирующегося автослесаря Аарона Буна изменений не претерпели. Приятно отметить, в "Ночном народе" проблема опасности/безопасности приближения киногероини к амбивалентному киногерою решена с учётом свободной воли самой киногероини. В "Других ипостасях" Кена Рассела конфликт рождается из недоверия мужчины к доверию женщины в брачном союзе, и герой мучается совершенно автономно, почему-то не ища моральной поддержки в жене родной любимой. Баркер же настаивает: если женщина захочет, любого уродца пригласит себя облобызать, как бы он зубы ни скалил. Порвать ей горло или не порвать - сначала она даёт ему этот выбор, а потом уж он выбирает ...причём выбирает правильный вариант.

vlcsnap-2014-12-14-23h41m57s43

В режиссёрской версии, которая уже некоторое время доступна всем желающим, Баркер именно по этой причине поменял ключевой эпизод финала. Продюсерская версия после суетливого хэппи-энда сосредотачивалась на моменте духовного преемства между Декером и новообращённым мутантом-мизантропом. Режиссёрская версия тоже констатирует неистребимость агрессии как таковой, но отдаёт дань почтения отношениям Буна с той бесконечно любимой женщиной, которую Бун в своих тревожных снах никогда не видел, потому что когда она рядом с ним, он достигает нирваны успокоенности и не становится жертвой перевозбуждения.

vlcsnap-2014-11-15-20h12m17s126

Стоит заметить, открытая гомосексуальность самого Клайва Баркера заставляет с осторожностью относиться к адресации экранных рассуждений о надёжности, незыблемости приязненного отношения мужчины к любимому человеку и физической безопасности последнего.

Но вернусь к сопоставительному. Хронология располагает. В 1988 году Кен Рассел поставил "Логово Белого червя", и в том же году Клайв Баркер, среди прочих свершений, опубликовал роман "Кабал" (на основе которого и снял вскоре "Ночной народ"). При всём визуально-эстетическом и сюжетном различии "Логова Белого червя" и "Ночного народа", в своих смыслопорождающих структурах эти кинополотна сходны, и по этой причине многие детали визуального ряда и фабул перекликаются.

Обязательно затрагивается вопрос альтернативной религии, имеющей строго прописанные древние ритуалы. Божество этой религии не абстракция, а якобы древнее живое существо, какой-нибудь Белый червь или Бафомет. Для отправления культа устроен какой-либо тайный храм.

vlcsnap-2014-12-14-13h24m09s70 & vlcsnap-2014-11-15-19h02m15s101

Пространство, место, где эти ритуалы возможны, является формально доступным и даже посещаемым, но оно обнесено оградой и может стать ловушкой для нарушителя границы.

vlcsnap-2014-12-14-14h21m40s19 & vlcsnap-2014-12-14-22h29m26s71

Однако Баркер изменил символику ограды: в "Ночном народе" истинная опасность в ритуальное пространство приходит извне, а не таится внутри.

vlcsnap-2014-12-14-23h43m26s185

В визуальный ряд введена апокалиптическая (псевдоисторическая) картина пыток и истязаний религиозных оппонентов. Эта картина издавна причиняет травму коллективному бессознательному последующих поколений.

vlcsnap-2014-12-14-13h20m23s103 & vlcsnap-2014-11-15-19h16m42s50

Некоторую роль играет, конечно, и насильственность акта посвящения в круг "иных" (через укус демонического существа), хотя это, скорее, общежанровый финт ушами. Отметим, что и у Рассела, и у Баркера присутствует мотив потребности монстров в создании своего клана, в собирании круга адептов альтернативного культа.

vlcsnap-2013-12-08-23h36m40s131 & vlcsnap-2014-12-14-22h34m31s36

Сексуальная привлекательность у обоих авторов сделана одним из ключевых пунктов в формировании зрительского восприятия монстра. Однако, Баркер рискнул сделать ставку на редчайшую для жанрового кинематографа эротическую притягательность незамаскированного уродства.
В фильме Рассела женщина-змея вынуждена прятать зубы, если хочет понравиться,

vlcsnap-2013-12-08-22h48m17s25

...в то время как девушка-дикобраз и краснолицый брутал у Баркера волнуют умы именно своим натуральным видом.

vlcsnap-2014-11-15-19h57m47s149 & vlcsnap-2014-12-15-00h03m13s18
vlcsnap-2014-11-15-18h48m51s243 & vlcsnap-2014-11-15-19h24m16s250

Интеллектуальный штрих - используемая в двух фильмах картина-предсказание. Она такова, чтобы не было ясно, кто именно является её персонажем; предсказывает событие, но не его участника. В фильме Рассела этот момент важнее, чем в фильме Баркера, потому что у Рассела предсказание должно быть расшифровано одним из главгероев обязательно по ходу действия фильма, а у Баркера - второстепенным персонажем и закадрово, постфактум.

vlcsnap-2014-12-14-13h47m43s115 & vlcsnap-2014-11-15-20h03m47s162

Наконец, между фильмами Рассела и Баркера есть перекличка в выстраивании подробностей деятельности мужского тандема, создавшего основные сюжетные линии. Герои-мужчины знакомы друг с другом и вынуждены взаимодействовать. Они полностью социализированы, но не вполне равны социально, поэтому инициатива контакта всегда односторонняя. Первый так фрустрирован открывшимся миром чудес, что не обращает внимания на будничность аналогичных забот второго. Путь обоих лежит на сторону, считающуюся тёмной, но один, так сказать, шествует к пропасти с гибельным восторгом, а другой пытается сам себя притормозить.

vlcsnap-2013-12-08-23h51m50s24

vlcsnap-2014-11-15-18h14m38s205 & vlcsnap-2014-11-15-18h15m08s253

Саморефлексиям у зеркала предаётся тот главгерой, кто не видит ситуацию однозначной. Его конкурент вообще не смотрится в зеркало и на себя со стороны взглянуть не пытается.

vlcsnap-2013-12-08-23h51m16s192 & vlcsnap-2014-11-15-19h34m44s138

Сиротство! Почему и Расселу, и Баркеру так важно, чтоб под ногами у героев не путались седовласые опекуны? В "Логове Белого червя" это вообще сквозной мотив: героини переживают из-за пропажи родителей, да и молодой лорд тоже недавно осиротел, раз унаследовал титул. В "Ночном народе" сиротство упомянуто косвенно: опознание покойника поручено сожительнице, даже не жене, т.е. кровных родственников у Буна в Калгари не имеется.

vlcsnap-2014-12-14-22h38m33s163

Возможно, смысл кинематографического сиротства в том, чтобы сосредоточиться на механизмах вопроизводства культурных навыков среди молодых людей, лишённых ролевых образцов. В "Логове Белого червя" бросается в глаза комический выход против вампиров персонажа Питера Капальди с шотландской волынкой наперевес. Выглядит смешно, конечно, но передаваемое от поколения к поколению искусство игры на волынке в контексте фильма оказалось искусством усмирения окрестных вампиров путём извлечения звуков определённой частоты.

vlcsnap-2014-12-14-14h23m58s113

В случае с "Ночным народом" такой осязаемо-конкретный пример опосредованной передачи знаний/наследия не подобрать. И всё же Бун не просто так сирота, есть и у его сиротства историко-символическая нагрузка: не имея отягощения в виде живых родителей, он имеет полное право на установление родства с племенем луны.

vlcsnap-2014-11-15-18h46m11s199 & vlcsnap-2014-11-15-18h48m58s57
Tags: 1980-1989, 1990-1999, мистика здорового человека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments