Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Повелитель иллюзий / Lord of Illusions (США, 1995, реж. и сценарист Клайв Баркер)

К середине 1990-х Клайв Баркер, видимо, устал отбиваться от глупых вопросов и умных трактовок. В любом случае, настоящим киносказочником он так и не стал: всегда оставлял за кадром большую часть повествования, а в хорошей сказке за пределами самой сказки ничто не должно иметь значения.
В частности, "Повелитель иллюзий" причиняет мне как зрителю интеллектуальную травму. Кажется, что тебя сочли поверхностно мыслящим малолетним дурачком и пересказали библию зачитыванием алфавита. А где же сама библия? Если считать непонятный сюжет и конструирование монструозного среди будничного за фирменный стиль Баркера, то этот фильм чрезмерно фирменен даже для него. Впрочем, стрельба в упор по голографической мумии-"привидению" наглядно соединяет монструозное с будничным в одном кадре.



Сюжет "Повелителе иллюзий" становится понятней, если принять, что о прозрении тёмных глубин Клайв Баркер здесь даже не заикался. Просто обозначил сам факт их существования. Тёмные глубины очень глубоки и очень темны, - что ж тут не понять, - но чувственное их познание извне невозможно, - и с этим тоже трудно не согласиться.
А сам сюжет построен вокруг конфликта между потреблением и креацией чудес.
Потребители чудес, - в данном случае мрачных тёмных чудес, - жаждут получать чужое и не умеют создавать своего. Иными словами, им нечего дать взамен своему злому волшебнику, кроме новых требований и понуканий.



Меж тем, злой волшебник нашёл одного-единственного ученика, способного не только брать, но и отдавать. Однако, обмен чудесами со злым волшебником ученику ни разу не интересен, поскольку он так и не стал мазохистом и для него то, что можно взять из темноты, далеко не так приятно, как то, что можно взять из белого света.



Выражаясь языком текущей современности, перед нами что-то вроде конфликта двух топ-блогеров. У каждого своя маленькая армия единомышленников, почитателей и просто подпевал. Но обоих сжигает великое блогерское пламя, потому что желанный диалог - только с оппонентом, а разругались-то вдрызг, до кровавых ошметьев.



Может, поэтому "Повелитель иллюзий" и не вызывает чувства, что ты видишь нечто необычное. В 1995 году интернет не играл большого значения в бытовом интеллектуальном обмене. Теперь играет. Если два топ-блогера разругались, это разве достойно экранизации?.. Тем более, когда между ними зачем-то поставлен молчаливый общественный модератор обоих блогов, готовый в любую секунду начать удалять посты.

Tags: 1990-1999, мистика социального маркетинга, сетевое в кино, сша кино 1990-х
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments