Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ларец Марии Медичи (Мосфильм, 1980, реж. и сценарист Рудольф Фрунтов)

В Ленинграде пропал пожилой, но моложавый французский бизнесмен-антиквар, и приставленная к нему переводчица немедленно информировала надлежащие органы, мол, где-то по окрестностям сейчас самостоятельно передвигается иностранец, примите меры, а то я волнуюсь. В рамках заботы о потеряшке следственное управление открыло дело, и всё заверте. Следы беглого антиквара вели прямо к тайне местонахождения сундука раннесредневековых ювелирных изделий.
- А он случайно не сказал, откуда он прибыл, кто его послал?..
- Сказал, очень даже сказал. Из бездны, сказал, от Князя Тьмы.


Кажется, нет другого советского фильма, который так отвечал бы духу глобалистской культурологической конспирологии. Это та грань ненаучной исторической фантастики, которою осторожно, но иногда и открыто, поворачивали к советским кинозрителям миф-конструкт о Третьем Риме и прочих чудесах духовной и культурной преемственности между "ними" и "нами". Зрителя ослепляли и баловали картинами причастности к вершинам мировой цивилизации.

vlcsnap-2014-12-25-22h39m45s68

Дело даже не в том, что тайны клада рыцарей-альбигойцев привели иностранца-кладоискателя в Ленинград и его окрестности. С тем же успехом поиски тайн Древнего Египта могут привести в Британский Национальный музей, т.к. механизм расползания тайн по столицам недавних империй одинаков.
Скорее, дело в том, какова суть тайны и у кого есть право ею владеть. Прямо в прологе детектива нам дают установку, что изначальные владельцы тайны, альбигойцы, - люди беззаветной верности и отваги, средоточия душевного благородства, представители прогрессивной ветви христианства,

vlcsnap-2014-12-25-23h56m49s233

...а их оппоненты-католики, что с них взять, обычные подлые империалистические хищники в развитии, безразличные к морали высшего порядка. Не знаю, как сейчас, а в те годы оппозиция благородных сердец империалистическим хищникам имела свойство безусловного рефлекса, и зритель сразу отождествлял себя с положительными персонажами.
Да, зритель 1980 года за границей, скорее всего, никогда не бывал; наследственный крестьянин, люмпен или мещанин. Но что с того? Вон, некоторые и на рожу лица точь-в-точь как благородные господа, и сами целиком иностранцы, а разве можно им приличную тайну доверить?

vlcsnap-2014-12-25-22h55m28s26

Тайной владела классическая ленинградская старушка Вера Фабиановна Чарская - дама, причастная к дореволюционным ценностям и склонная демонстрировать историческую память обилием старинных фотографий на стенах. Болела за сборную СССР по хоккею, напевала "Не думай о мгновеньях свысока!.." и попивала коньячок.

vlcsnap-2014-12-25-22h33m03s150
vlcsnap-2014-12-25-23h06m23s174

"Предначертание свершится! Сим заклинаем пятерых!" - когда следователь читает текст вслух, он останавливается на середине слова "пятерых". Звучит так, словно он не договорил "сим заклинаем питерцев".

vlcsnap-2014-12-25-22h25m29s150

Словом, на Ленинград разве что пальцем не показали как на ту пуповину, посредством которой всё ещё жива прямая связь между "ними" и "нами". Железный занавес пуповину не перерубил, ленинградские старушки бодры и жаждут передать свои тайны достойным молодым мужчинам, например, ребячливому историку Березовскому.

Поскольку "Ларец Марии Медичи" намного больше, чем просто детектив, в нём есть дополнительный сюжет, неявный, но полностью реализовавшийся. Правда, в детские годы я его не замечала, для юного существа это слишком сложная конструкция.
Следователь Люсин сначала знакомится с научным сотрудником Павловского дворца Березовским, а затем уже с продавцом комиссионного магазина Михайловым. Следователь, учёный, фарцовщик, - им троим по 32 года или около того. Т.е. это пролетарии умственного труда накануне возраста Христа, когда мужчин мучают вопросы самооценки и статуса.
Березовский раскован и самоироничен, чем пугает зажатого, официозного Люсина. Вскоре Люсин свыкся с панибратством Березовского, раскрепостился и успокоился.

vlcsnap-2014-12-25-22h52m41s153

Но пока этого не произошло, Люсин, увы, идя на контакт с фарцовщиком Михайловым дважды попытался отыграться за внутренне ощутимое унижение. Фарцовщик тоже, видите ли, выглядел слишком свободным и независимым, что раздражает таких педантов с галстуком-удавкой, как Люсин.

vlcsnap-2014-12-25-23h00m45s126

Так фарцовщик не получил тех внимания и участия, которые помогли бы ему вырулить с кривой дорожки на магистраль строительства коммунизма. Кстати, Михайлов, как и Березовский, предпочитал обходиться без галстука. То есть, сферы внутренней свободы в СССР - наука и торговля? Странный вывод. Видимо, я где-то нарушила логическую цепочку. Или не нарушила.
В любом случае, зрительницы получили счастливую возможность вдоволь налюбоваться на Сергея Мартынова, одного из красивейших актёров своего поколения.

vlcsnap-2014-12-25-22h24m36s198

Если Сергей Мартынов украсил собою фильм пуще альбигойцев, брульянтов и каменьев самоцветных, то с Кларой Лучко авторы прогадали. Согласно сюжету, Мадлен Локар - настоящая французская аристократка в возрасте под пятьдесят, курящая сигареты Данхилл, красящая губы помадой Ланком и способная на сексуальные авантюры. Что в Кларе Степановне могло навести на такие ассоциации, ума не приложу.

vlcsnap-2014-12-25-23h11m54s158

Думаю, Нонна Терентьева (1942 г.р.), для примера, в 1980 году больше попадала в нужный образ. Но её в фильм не позвали.

Нонна Тереньева 1942 г_р 167673

Из несущественного. Визуально, по внешнему виду персонажей, фильм описывает события 1978-1980 годов. Но в кадре звучит упоминание о криминальной деятельности "несовершеннолетних 1955 года рождения", тем самым действие маркировано примерно (55+17) 1972 годом; ошибка редактуры, наверное, плюс невольная корректировка возраста Мадлен Локар в сторону омоложения.
Tags: 1980-1989, время питерское, детективы, советское кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments