?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Ларец Марии Медичи (Мосфильм, 1980, реж. и сценарист Рудольф Фрунтов)
В Ленинграде пропал пожилой, но моложавый французский бизнесмен-антиквар, и приставленная к нему переводчица немедленно информировала надлежащие органы, мол, где-то по окрестностям сейчас самостоятельно передвигается иностранец, примите меры, а то я волнуюсь. В рамках заботы о потеряшке следственное управление открыло дело, и всё заверте. Следы беглого антиквара вели прямо к тайне местонахождения сундука раннесредневековых ювелирных изделий.
- А он случайно не сказал, откуда он прибыл, кто его послал?..
- Сказал, очень даже сказал. Из бездны, сказал, от Князя Тьмы.


Кажется, нет другого советского фильма, который так отвечал бы духу глобалистской культурологической конспирологии. Это та грань ненаучной исторической фантастики, которою осторожно, но иногда и открыто, поворачивали к советским кинозрителям миф-конструкт о Третьем Риме и прочих чудесах духовной и культурной преемственности между "ними" и "нами". Зрителя ослепляли и баловали картинами причастности к вершинам мировой цивилизации.

vlcsnap-2014-12-25-22h39m45s68

Дело даже не в том, что тайны клада рыцарей-альбигойцев привели иностранца-кладоискателя в Ленинград и его окрестности. С тем же успехом поиски тайн Древнего Египта могут привести в Британский Национальный музей, т.к. механизм расползания тайн по столицам недавних империй одинаков.
Скорее, дело в том, какова суть тайны и у кого есть право ею владеть. Прямо в прологе детектива нам дают установку, что изначальные владельцы тайны, альбигойцы, - люди беззаветной верности и отваги, средоточия душевного благородства, представители прогрессивной ветви христианства,

vlcsnap-2014-12-25-23h56m49s233

...а их оппоненты-католики, что с них взять, обычные подлые империалистические хищники в развитии, безразличные к морали высшего порядка. Не знаю, как сейчас, а в те годы оппозиция благородных сердец империалистическим хищникам имела свойство безусловного рефлекса, и зритель сразу отождествлял себя с положительными персонажами.
Да, зритель 1980 года за границей, скорее всего, никогда не бывал; наследственный крестьянин, люмпен или мещанин. Но что с того? Вон, некоторые и на рожу лица точь-в-точь как благородные господа, и сами целиком иностранцы, а разве можно им приличную тайну доверить?

vlcsnap-2014-12-25-22h55m28s26

Тайной владела классическая ленинградская старушка Вера Фабиановна Чарская - дама, причастная к дореволюционным ценностям и склонная демонстрировать историческую память обилием старинных фотографий на стенах. Болела за сборную СССР по хоккею, напевала "Не думай о мгновеньях свысока!.." и попивала коньячок.

vlcsnap-2014-12-25-22h33m03s150
vlcsnap-2014-12-25-23h06m23s174

"Предначертание свершится! Сим заклинаем пятерых!" - когда следователь читает текст вслух, он останавливается на середине слова "пятерых". Звучит так, словно он не договорил "сим заклинаем питерцев".

vlcsnap-2014-12-25-22h25m29s150

Словом, на Ленинград разве что пальцем не показали как на ту пуповину, посредством которой всё ещё жива прямая связь между "ними" и "нами". Железный занавес пуповину не перерубил, ленинградские старушки бодры и жаждут передать свои тайны достойным молодым мужчинам, например, ребячливому историку Березовскому.

Поскольку "Ларец Марии Медичи" намного больше, чем просто детектив, в нём есть дополнительный сюжет, неявный, но полностью реализовавшийся. Правда, в детские годы я его не замечала, для юного существа это слишком сложная конструкция.
Следователь Люсин сначала знакомится с научным сотрудником Павловского дворца Березовским, а затем уже с продавцом комиссионного магазина Михайловым. Следователь, учёный, фарцовщик, - им троим по 32 года или около того. Т.е. это пролетарии умственного труда накануне возраста Христа, когда мужчин мучают вопросы самооценки и статуса.
Березовский раскован и самоироничен, чем пугает зажатого, официозного Люсина. Вскоре Люсин свыкся с панибратством Березовского, раскрепостился и успокоился.

vlcsnap-2014-12-25-22h52m41s153

Но пока этого не произошло, Люсин, увы, идя на контакт с фарцовщиком Михайловым дважды попытался отыграться за внутренне ощутимое унижение. Фарцовщик тоже, видите ли, выглядел слишком свободным и независимым, что раздражает таких педантов с галстуком-удавкой, как Люсин.

vlcsnap-2014-12-25-23h00m45s126

Так фарцовщик не получил тех внимания и участия, которые помогли бы ему вырулить с кривой дорожки на магистраль строительства коммунизма. Кстати, Михайлов, как и Березовский, предпочитал обходиться без галстука. То есть, сферы внутренней свободы в СССР - наука и торговля? Странный вывод. Видимо, я где-то нарушила логическую цепочку. Или не нарушила.
В любом случае, зрительницы получили счастливую возможность вдоволь налюбоваться на Сергея Мартынова, одного из красивейших актёров своего поколения.

vlcsnap-2014-12-25-22h24m36s198

Если Сергей Мартынов украсил собою фильм пуще альбигойцев, брульянтов и каменьев самоцветных, то с Кларой Лучко авторы прогадали. Согласно сюжету, Мадлен Локар - настоящая французская аристократка в возрасте под пятьдесят, курящая сигареты Данхилл, красящая губы помадой Ланком и способная на сексуальные авантюры. Что в Кларе Степановне могло навести на такие ассоциации, ума не приложу.

vlcsnap-2014-12-25-23h11m54s158

Думаю, Нонна Терентьева (1942 г.р.), для примера, в 1980 году больше попадала в нужный образ. Но её в фильм не позвали.

Нонна Тереньева 1942 г_р 167673

Из несущественного. Визуально, по внешнему виду персонажей, фильм описывает события 1978-1980 годов. Но в кадре звучит упоминание о криминальной деятельности "несовершеннолетних 1955 года рождения", тем самым действие маркировано примерно (55+17) 1972 годом; ошибка редактуры, наверное, плюс невольная корректировка возраста Мадлен Локар в сторону омоложения.

Tags: , , ,

41 comments or Leave a comment
Comments
konst19791019 From: konst19791019 Date: December 28th, 2014 01:00 am (UTC) (Link)
А что, мужчин в возрасте 32х лет действительно мучают вопросы статуса и самооценки?:)
dfs_76 From: dfs_76 Date: December 28th, 2014 07:19 am (UTC) (Link)
И в 42 мучают, и в 52. Особенно если со статусом беда (с самооценкой, соответственно, тоже). Это я говорю со всей определенностью - не на личном пока опыте, но на основе вполне ясных наблюдений за ближними.
Женщин, кстати, тоже.

Edited at 2014-12-28 07:21 am (UTC)
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 07:51 am (UTC) (Link)
Раз канун возраста Христа, значит, обязаны мучать. Жечь, калить и приводить в смятение. Это же конспирология, там нельзя просто так обозначить возраст персонажа 32-мя годами!
philip_marlow From: philip_marlow Date: December 28th, 2014 06:17 am (UTC) (Link)
Это Еремей Парнов написал. Очень он мне в детстве нравился. У него все такое с тайнами, замороченным сюжетом.
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 07:54 am (UTC) (Link)
А я в нужном возрасте имела весьма ограниченный доступ к дефицитной литературе, так что даже имени такого не знала. А теперь уже поздно, иначе как графомана Еремея Парнова не восприму.
dfs_76 From: dfs_76 Date: December 28th, 2014 06:38 am (UTC) (Link)
фильм описывает события 1978-1980 годов. Но в кадре звучит упоминание о криминальной деятельности "несовершеннолетних 1955 года рождения", тем самым действие маркировано примерно (55+17) 1972 годом; ошибка редактуры, наверное
==========

Подобные хронологические зазоры между литисточником и экранизацией для советских детективов - дело обычное. Например в "Визите к Минотавру", отсмотренном мной по ТВ в 1986 году, выпуска Гафт-Иконников еще не достиг пенсионного возраста, при это о нём рассказывают, как он не захотел ехать с концертами в блокадный Ленинград, причём чуть ли не как о капризах несостоявшейся звезды. Меня это тогда вельми удивило. Как я выяснил позже, это от того, что в книге действие происходит в 1970.
Даже в википедию об этом черкнул.

Edited at 2014-12-28 06:39 am (UTC)
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 07:55 am (UTC) (Link)
Ну вот, а я ни разу не пыталась облагородить википедию:( Надо попробовать. Если смелости наберусь. Там всё так сложно.
dfs_76 From: dfs_76 Date: December 28th, 2014 06:45 am (UTC) (Link)
Дело даже не в том, что тайны клада рыцарей-альбигойцев
=========
...объективированные в виде жезла госпитальеров-мальтийцев? Очевидно перепутали альбигойцев с тамплиерами (чьё имущество госпитальерам и передали), для бульварно-конспирологической литературы дело обычное.
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 07:50 am (UTC) (Link)
Уверена, в художественных произведениях такого рода историческая достоверность дело десятое, расчёт на тотальную некомпетентность "истинных хранителей наследия цивилизации".
dfs_76 From: dfs_76 Date: December 28th, 2014 06:57 am (UTC) (Link)
Тайной владела классическая ленинградская старушка Вера Фабиановна Чарская, т.е. дама, причастная к дореволюционным ценностям
========
И с лёгким, но уловимым лагерным налётом, что также вполне объяснимо для абриса старорежимной старушки, дожившей до 70-х (и с точки зрения биографии актрисы Урусовой)?
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 07:45 am (UTC) (Link)
Насчёт лагерного налёта есть сомнения. Уж больно хороша квартирка Веры Фабиановны, увешанная наследственными фотографиями. Вращаясь в северном обществе, такую квартирку в Ленинграде старушка не сохранила бы. Скорее, у неё случились именины сердца с соответствующим мужчиной.
astarta From: astarta Date: December 28th, 2014 08:06 am (UTC) (Link)
Не помню, было ли в фильме, но в книге следователь Люсин в совершенстве владеет французским; у меня на этом месте до сих пор когнитивный диссонанс :)
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 08:14 am (UTC) (Link)
Вот такие они, книжные ленинградцы! А на экране без переводчицы ни шагу, - считаю это происками "Мосфильма":)
tlg25 From: tlg25 Date: December 28th, 2014 04:32 pm (UTC) (Link)
Никак не найду времени прочесть книгу. А фильм с детства очень люблю. Смотрела не меньше десятка раз, и каждый раз, когда вижу его по тв, не могу отрваться. Только если уж очень неотложные дела. Прочитала в комментариях, что по книге действие в Москве происходит. Жаль. Питер - украшение фильма.
И, ксати, Лучко мне там очень нравится.
Не в обиду Нонне Теретьевой - но на твоих фото вижу современную ярко накрашенную тётку. (Да, способную на сексуальные авантюры, но в фильме то о них ни слова, а книгу пока не прочла) А в Лучко вижу потомка древнего рода. Настоящую аристократку. Не надменную совсем, но с балгородными манерами и тонкими чувствами. Женщину с большой буквы. По красоте в детстве мне из всех мужиков там Березовский больше всего нравился. Казался невероятно обаятельным. А Мартынов немножко пугал. Что-то жёсткое в нём видилось.

Вера Фабиановна тоже украшение фильма несомненное. Очень колоритная. Из аналогов могу вспомнить только Эмилию Мильтон в серии "Шантаж" из сериала про знатоков. Они, конечно, разные. Но степень колоритности для меня одна.
adzhaya From: adzhaya Date: December 28th, 2014 04:44 pm (UTC) (Link)
Ого, ты с детства Березовского выбирала. Нонконформистка!
41 comments or Leave a comment