Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Symbiopsychotaxiplasm: Take One (США, 1968, реж. и сценарист Уилям Гривз)

"Симбиопсихотаксиплазм. Дубль один"... брр. Как и в случае с "Сатантанго", одного названия достаточно, чтоб самый закалённый, мужественный, бывалый синефил начал юлить и оправдываться. Но если "Сатантанго" длится сколько-то там часов, и одно это уже повод филонить (я не исключение!), то щадящий, разумный хронометраж "Симбиопсихотаксиплазма" дал основания надеяться на удачу с первого подхода.

vlcsnap-2015-01-01-13h11m58s172 vlcsnap-2015-01-01-13h16m52s42

Авторефлективный фильм-мокьюментари кинорежиссёра и его съёмочной группы. В таком зрелище важен сам процесс, а не его результат, поэтому может сложиться впечатление, что это бессюжетный художественный фильм о съёмках художественного фильма. На самом деле, там есть сюжетная интрига, просто нарратив довольно хаотичный.

Уильям Гривз ставит на натуре, днём, при естественном освещении маленький фильм-пробу для обкатки сценария мелодрамы о неких Элис и Фредди, принятия постановочных решений и выбора типажа актёров, а съёмочный процесс и окружающая обстановка дополнительно фиксируются на кинокамеру для служебных целей.
Сюжет фильма почти никому не известен, и те, кто всё же читал сценарий, ничего не могут о нём сказать. Мы видим, что жена ссорится с мужем, обвиняя его в гомосексуальности и нежелании иметь детей, а муж в ответ заходится возмущёнными воплями и криками "где доказательства?!". Тем временем по Центральному парку гуляют счастливые парочки, в том числе с детьми, никто ни с кем не ссорится, никто ни на кого не орёт, ничто не стимулирует кинематографистов к познанию пружин семейных ссор. Почему мужья всегда смотрят налево и почему жёны всегда считают, что мужья их недостойны, - тайна мироздания.

vlcsnap-2015-01-01-13h56m03s1 vlcsnap-2015-01-01-13h13m24s7

Импровизационная мелодрама - сложный жанр. Актёр ещё ничего, добивается ответа на вопрос, действительно ли его Фредди гомосексуалист и какой именно. Но актриса на пределе, её реплики - неконструктивный ор на мужчину, т.е. нужно просто освободить свою внутреннюю стерву. Ну, освободить, значит, освободить, стерву, значит, стерву, получите-распишитесь.
Бегая восемь дней по Центральному парку Нью-Йорка за двумя актёрами, швыряющими друг в друга скучные реплики идущей по кругу семейной ссоры, съёмочная группа так озверела, что тайком от режиссёра начала снимать "фильм о фильме" как главный. Потому что снять фильм о ссорящихся супругах у них всё равно не получится. Вмешаться в чужую ссору и анатомировать её, - на такое нужен особый талант. Ладно, анатомируем самих себя. Операторы и звукотехники сплотились в желании понять, чем же они вообще тут заняты уже неделю, и проводят профсоюзно-творческие собрания тайком от режиссёра.

vlcsnap-2015-01-01-14h03m25s63 vlcsnap-2015-01-01-14h02m41s137

Пробы есть пробы. Старых и некрасивых ворчунов Фредди и Элис заменили на молодых и красивых, но с теми же репликами. Но пусть они их не проговаривают, а пропевают. Петь у актёров получается, а ссориться уже никак.

vlcsnap-2015-01-01-14h13m03s207 vlcsnap-2015-01-01-13h46m40s8

"Вас тут не было, пока мы восемь дней слушали этот чудовищный диалог. И это начинает творить с тобой странные вещи", - увлечённые раздумьями о своей роли в искусстве, звукотехники чуть не забыли, что снимается фильм о конкретной, хотя и типичной семейной ссоре.

vlcsnap-2015-01-01-14h07m47s126 vlcsnap-2015-01-01-14h08m05s56

Рано или поздно, но должен же был пойти дождь! Из кустов тут же вылез бомж в грязной белой футболке, считающий себя непризнанным художником-интеллектуалом. Он сообщил всем присутствующим, что мир погряз, наверху всё прогнило, а лично ему сейчас в кустах не помешала бы доброжелательно настроенная леди.

vlcsnap-2015-01-01-14h22m11s73 vlcsnap-2015-01-01-13h35m10s23

Все потихоньку разбегаются от занудного бомжа, и только режиссёр провоцирует того на всё новые реплики, а оператор вынужден снимать диалог с бомжом. Это именно тот персонаж бунтовщического "фильма о фильме", которого не хватало Уильяму Гривзу, - агрессивный демагог, досаждающий профессионалам рассуждениями о своём потенциально значимом месте в искусстве. Съёмочная группа получила своё "зеркало" и посрамлена.

Всё, консенсус достигнут. Фредди действительно голубой! И чтобы показать, что в супружеской жизни важно именно это, а не что-нибудь другое, Элис станет негритянкой. Все счастливы, в телах образовалась приятная гибкость, пришёл вкус к духовно-творческой практике созерцания. Кинопробы могут продолжаться вечно.

vlcsnap-2015-01-01-14h06m48s57 vlcsnap-2015-01-01-14h26m16s216
Tags: 1960-1969, кино о кино, экспериментальное кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments