Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

О пользе чтения ("Кес" Кена Лоуча, 1969)

Кес = Kes: Драма "воспитания чувств"
Страница на IMDb
Великобритания, 1969, цв.
Реж. Кен Лоуч (Kenneth Loach)
В ролях: тинэйджер Билли Каспер - Дэвид Бредли, его старший брат Джад - Фредди Флетчер, их мать миссис Каспер - Линн Перри.

Странно, ipso_casus  недавно предположил, что "Кес" покажется мне скучноватым. Однако, смотрела - оторваться не могла, а на 76-й минуте даже подумывала, не пора ли всплакнуть:)

Шахтёрский городишко. Обычная семья - мать-одиночка миссис Каспер с двумя сыновьями от разных отцов. Обычная школа для младшего и обычная шахта для старшего. Обычные развлечения по субботам. Обычные жизненные перспективы и обычная нехватка денег. Ничего особенного, ничего такого, что не было бы знакомо и понятно обычному зрителю.

Тинэйджер Билли заинтересовался гнездом пустельги. Он решил достать птенца и сделать из него настоящего ловчего сокола. Решил - сделал. Раздобыл книгу о соколах и прочитал её всю. Посадил птенца в сараюшку, назвал Кесом, приступил к кормёжке и дрессировке.

В школе и дома Билли считается проблемным ребёнком. В учёбе не блистает. Себе на уме. Способен на выходки. Злого умысла не имеет, но от недостатка жизненного опыта влипает в разные истории. Имел даже привод в полицию. Словом, такой же мальчишка, как у Трюффо в "400 ударов".

Однако с соколом ему всё удаётся. Птица здорова, приручена, охотно дрессируется. Не без труда, но Билли успевает и с Кесом возиться, и на почте подрабатывать разноской газет по утрам, и в школу ходить. Репутация Билли от этого не меняется, но он давно махнул рукой на справедливость.

Один из тех фильмов, где обличительные монологи контрастируют с реальным положением вещей. В частности, на школьников безостановочно сыплются упрёки в том, что они ни к чему не стремятся и потакают своим дурным наклонностям. При этом учителя не спрашивают детей, а что же именно им интересно, чем живут, что думают на самом деле.

Школа, с современной точки зрения, специфическая. С одной стороны, совершенно официально практикуются телесные наказания - удары розгой по ладоням. С другой стороны, на школьном собрании подросткам зачитали фрагмент Евангелия от Матфея, то есть официально ведётся религиозное воспитание. Наконец, каждый мальчик обязан явиться на собеседование к представителю Комиссии по трудостройству, где любому ребёнку будет предложена на выбор или работа в конторе, где надо "думать, писать и считать", либо работа "руками".

Посмотрела, что люди о "Кесе" пишут. Не вполне совпадаю. В основном, рецензенты обращают внимание на то, что есть некая беспросветность, из которой не может вырваться никто из жителей городка.

Я прочувствовала фильм несколько иначе. В городке есть люди с разным масштабом мечтаний. Миссис Каспер всего лишь мечтает выйти замуж и стать респектабельной дамой. Джад Каспер одержим идеей хоть раз получить в руки хорошие деньги, делая небольшие ставки на скачках. Учитель физкультуры на излёте зрелых лет одержим мечтой о большом футболе. Директор школы тоскует по послевоенным временам, когда у людей была ясная цель в жизни - крепкая семья и хорошая работа. Учитель словесности тоскует по утраченной способности быть молодым, беспечным, оптимистичным.

Казалось бы, никто из этих людей не находит отклика и сочувствия в окружающих. Джад откровенно смеётся над новым ухажёром матери. Билли не верит в успех ставок Джада и довольно равнодушен к интересу, проявленному учителем-словесником к Кесу. Дети хихикают над проповедями директора школы и не пытаются составить футбольную компанию учителю физкультуры.

Однако, нет тотального отчуждения. Горожане не стремятся к духовному общению друг с другом, но взаимно признают право мечтать. 
Так, дети принимают как должное футбольный азарт физрука, его стремление подыграть самому себе и его месть тому, кто помешал команде выиграть. Одноклассники заинтересованно слушают рассказ Билли о дрессировке сокола. Землевладелец разрешает Билли приблизиться к гнезду пустельги. Билли присваивает ставочные деньги Джада, только убедившись, что Джад ставит не на фаворитов.

Конечно, это далеко не всегда признаки уважения друг к другу, - скорее, нежелание вступать в конфликт, а иногда и попытка воспользоваться чужой удачей.

Билли на таком фоне - отнюдь не белая ворона. Он отлично владеет навыками коллективного давления на жертву (вспомним, как он удерживал захватом за шею малыша, которого старшие мальчишки силой заставили взять сигареты). Он сознательно погубил мечту Джада и даже не попытался извиниться.

В конфликте с братом Билли проявит себя как обиженный ребёнок. Но - как научившийся отвечать за свои поступки ребёнок.

В чём-то эта драма взросления напомнила мне новеллу о колокольном мастере из "Андрея Рублёва". Тоже подросток. Тоже без предшествовавшего опыта. Тоже добившийся успеха благодаря строгому следованию предписанным правилам. Только один  мальчик выполнил завет отца не брать в работу абы какую глину, а другой - тщательно вопроизвёл то, что написано в книжке.

Жизнь в ирландской провинции не так уж и беспросветна. Просто она ничего не предлагает даром.

Единственным шоком для меня оказался год создания "Кеса" - 1969. Сначала посмотрела фильм, а уж потом осознала порядок следования шестёрки с девяткой. Я-то думала, ретродрама конца 1990-х... Очень современный по манере съёмки фильм. Ну, или нынешний артхаус недалеко от раннего Кена Лоуча ушёл.
.
Tags: 1960-1969
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments