Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Песнь дороги / Pather panchali (Индия, 1955, реж. Сатьяджит Рей)

Экранизация семейной хроники. В сельской местности на отшибе живёт семья потомственного брамина. Сам брамин, его жена, дочь, новорожденный сын Апу и старушка-приживалка. Семья голодает, потому что брамин почти постоянно без работы. Нет денег - нет образования детям и нет доверия к ним в случае, если у кого-то пропала ценная вещь... Но время идёт, дети подрастают, и вот уже дочь вошла в тот возраст, когда девушку выдают замуж. Брамин отправился на заработки в город...

Сперва было трудновато смотреть на повседневные хлопоты людей с типично цыганскими лицами. Ведь зритель отождествляет себя с кем-то из героев.
Но психологический перелом состоялся довольно быстро. Цыгане, так цыгане. На экране - сельская интеллигенция как-никак.
И дальше - то, что С.В Кудрявцев назвал "экзистенциально-поэтической драмой". Точно, она самая.

Не ожидала, но факт, - осталось устойчивое впечатление, более сильное, чем от японского кино 1950-х.
Очень поэтический фильм, с какой-то особенно достоверной глубиной кадра, когда ощущается реальное присутствие вещей и света.

Кинематографическому искусству Сатьяджит Рей обучался в Европе, работал на съёмочной площадке у Жана Ренуара, знакомился с фильмами неореалистов. Весь этот опыт есть в "Песне дороги", но есть и что-то ещё. Дело не в том, что сидящие на корточках персонажи для режиссёра и оператора - свои в доску, знакомые с детства, привычные и понятные.
Дело в том, с какой любовью, с каким трепетом обтёртые европейской цивилизацией киношники наблюдают за знакомыми и привычными нищими соотечественниками, как внезапно и умело делятся подсмотренной красотой жестов и вспыхивающей в глазах улыбкой.

То есть это не был для меня фильм об индусах, или о цыганах, или о дремучих сельских жителях, для которых бегущий по железной дороге поезд - много большее чудо, чем для меня хороший фильм в кинотеатре IMAX.
Это был просто фильм о людях, ровно таких же, как я, не лучше и не хуже. Полное совпадение реакций, точный резонанс эмоций. Кстати, то самое, что пресловутые домохозяйки ждут от пресловутых сериалов - сопереживание настолько сильное, чтобы не отделять свою жизнь от экранной.
Tags: 1950-1959, индийское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments