Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Миссия выполнима, или О киноблогерах (предварительная классификация). Ч. 3. Трубадуры

Импровизаторы, они же Трубадуры

Колеблясь в небесных сферах, звёзды производят музыку. Трубадур живёт ради того, чтобы все слышали, как прекрасна эта музыка. Даже если он тот Рабинович, который пытается напеть нам Карузо, - хотя бы в Карузо-то мы верим, правда? Конечно, далеко не все Трубадуры ангелоподобны. Некоторые из них ещё и Рыцари, склонные атаковать коллег, поющих слишком громко и заглушающих музыку чужих звёзд.

Импровизаторами можно назвать всех киноблогеров, не имеющих самообразовательного плана отсмотра, ориентирующихся на личные вкусы, - как свои, так и чужие. Миссия этой модели блогинга - навигация в досуговом киносмотрении, т.е. уменьшение избыточности выбора и предостережение от разочарований. Вершина искусства импровизаторского блогинга - создание благоприятных условий для коллективных зрительских сублимаций в комментах.

Костяк киноблогинга ЖЖ как такового создают мастера спонтанного рецензирования. Их посты по формату ближе к отзывам, чем к рецензиям, поскольку аудитории важнее увидеть именно личное отношение рецензента к фильму, а не критерии объективации этого отношения. (Относительно того, сколь сложно угодить публике критериями объективации, мы все, насколько я помню, в целом сошлись во мнениях в посте про Петеньку и Всеслава Максимилиановича.)

Абсолютное большинство ипровизаторов сосредоточено на текущих премьерах и близком ретро, а дальнее ретро и малобюджетное кино делают импровизатора слишком вычурным блогером, чтоб иметь обширную аудиторию и хорошую обратную связь в комментах. Соответственно, импровизаторы с маргинальными киновкусами ведут нишевый блогинг и не пробиваются в десятку популярных авторов, зато у них больше шансов остаться уникальными и незаменимыми.

Самый кипиш создают блогеры, ведущие мониторинг киноновинок формата "с русским дубляжом на большом экране". Эти блогеры самозаняты в сфере кино как релакс-досуга и имеют наилучшие виды на регулярный приток свежей крови в аудитории. Отличительная особенность их отзывов - сверка кинозрелищ на соответствие ожиданиям и на соответствие потребительскому стандарту. Это подходящая блогинговая ниша для молодых и ненасмотренных: истинный виртуоз кипишизма воспоёт ординарную новинку проката так, словно всего предшествующего кинематографа не существовало.
Пусть кипишизм внешне выглядит как ненапряжное щебетанье, но он стоит немалого труда. Небывалая сложность этой сферы деятельности вытекает из основных недостатков кинопроката, каковые суть 1) голливудоцентричность, понижающая шансы аудитории на разнообразие информационного обслуживания, и 2) ограниченность сроков актуальности высказывания сроком проката фильма. Конкуренция в кипишистском блогинге чудовищная, по блогам проносятся волны отзывов на одни и те же произведения. Поэтому ничто здесь не ценится так высоко, как лаконичность и хлёсткость формулировок, превращающих постинг в дневниковую хронику с коллекцией афоризмов. Логично предположить, что это направление блогинга в силу формата и общей мобильности склонно мигрировать из ЖЖ в социальные сети, и в битве ЖЖ с Фэйсбуком запросто победит Вконтакт.

Своё дело знают блогеры-сериальщики, которые никогда не забудут отметить выход второго сезона, виды на третий и перспективы кастинга четвёртого. Текущее сериаловедение набрало обороты и имеет шансы вырваться на лидирующие позиции.
К моему сожалению, ретроспективное сериаловедение встречается крайне редко, поскольку над блогерами довлеет формат "обзорной статьи", превращающий выстраданный пост в построчный пересказ сводных таблиц википедии. По-моему, акцентировка собственного зрительского опыта намного эффектнее и даёт достаточную эмоциональную отдачу, так что не теряю надежд на активизацию в ЖЖ будущих мэтров сериаловедческих ретроспекций.

Не будем забывать и о мастерах прикладного киноблогинга. Блогера-хроникёра, отслеживающего значимые события отрасли и светскую хронику, иногда трудно отличить от комплитиста. Но разница есть, она в простановке личного фильтра на информационный поток. Помимо этого, блогер-хроникёр привносит в тему, разрабатываемую на информационных порталах, элементы личной прогностики, а также продвигает новые имена или поддерживает реноме старых.

Наиболее распространённые формы блогинга в модели "импровизатор":
  • краткий отзыв-рецензия, информационное сообщение
  • популярно-журналистский очерк к юбилею фильма, режиссёра, актёра
  • аннотированный обзор досугового киносмотрения за отчётный период
  • краткий анонс фильма в производстве с описанием предвкушений, задающий градус моральной паники тем, кто упустил из вида грядущую новинку
  • дайджест новостей
  • дайджест любимых отзывов из чужих блогов
  • обзорный очерк сюжета с описанием своей реакции на поступки персонажей, обычно иллюстрированный
  • вернисаж скриншотов и фотографий к одному фильму или биограмме актёра
  • инфографика, гифка, фотожаба, вброс
  • опрос, коллективное составление рейтинга зрительских симпатий
  • обзорный перечень личной десятки (двадцатки, пятёрки, тройки и т.п.) любимчиков
  • кинорулетка или приглашение к иной форме коллективной игры
  • и многое другое
Недостатки импровизаторского блогинга варьируются от блога к блогу - то хаотичность постинга, то слишком явный консьюмеризм, то дефицит усердия, то его избыточность вплоть до многабукфф. Некоторых подводит литературная робость, а поскольку в этом блогинге оформление мысли действительно бывает важнее самой мысли, иные блогеры, наоборот, попадают в ловушку погони за оригинальностью.
Tags: критика как практика, социология киноблогерства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments