Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Миссия выполнима, или О киноблогерах. Ч. 3. Алхимики

Аналитики, они же Алхимики

Алхимик прознал, что свет, упавший от звезды, превращает философский камень в золото, но для этого звезда должна прекратить ёрзать туда-сюда, упоительно звеня. Пытаясь поймать свет звезды, Алхимик мешает Трубадуру слушать её музыку. Если этот Трубадур ещё и Рыцарь, то дуэль неизбежна. Но оружие стороны выберут разное, так что свидетели поединка так и не поймут, кто же победил: то ли Рыцарь поддел Алхимика пикой для пикировок, то ли Алхимик прихлопнул Рыцаря философским камнем. Со Жрецами у Алхимиков вообще тотальная война, потому что Жрецы слишком склонны к тоталитаризму, а Алхимики стихийные анархисты.

Аналитики импровизируют больше всех, но не это их качество является определяющим. Предметом аналитического блогинга является не релаксационный потенциал фильмов, а выраженное через экранные образы массовое бессознательное.
Разница между импровизатором и аналитиком примерно такая же, как между линейной и обратной перспективой, - вроде, всё то же самое, но ты уже в параллельном мире. Опыт киносмотрения наполняется тенями, шорохами, шарканьем ...и теряет черты кинозрительской утопии, где добро отличимо от зла. Одни подписчики блогера этому радуются, другие испытывают дискомфорт и даже шок.
От комплитистов аналитики отличаются, среди прочего, разницей в подходе к элитизму. Комплитист стремится к репертуарному элитизму, а аналитик больше к интеллектуальному. Соответственно, для комплитиста существует понятие "гилти плеже" ("порочное удовольствие"), для аналитика оно в принципе невозможно. Самый кайф наблюдать за блогером, который по натуре комплитист и аналитик одновременно, - он ругается сам с собой!

Аналитический киноблогинг настолько разнообразен, что трудно дать ему какие-либо общие характеристики. Пожалуй, в основе этого блогинга лежит подход к кинозрелищу как к вместилищу маркеров культуры и социальной психологии. Нередко этим блогингом занимаются люди с опытом аналитической деятельности во внекинематографических гуманитарных отраслях: литературоведы, искусствоведы, историки и т.п. Хотя какое здесь может быть "нередко"? Этот блогинг настолько эксклюзивен, что в нём редко всё по определению.
Блогеры, анализирующие фильмы высоких стилей, здесь полностью равноправны с блогерами, анализирующими произведения масскульта. Наиболее интересных результатов достигают те, кому удаётся серфинг по всем закромам культурной истории, неожиданные сопоставления, нахождение новых граней неведомого. Соответственно, киноблогеры-аналитики стремятся к уменьшению масштаба своего предмета исследования (конкретного фильма и его восприятия по номиналу), расширяют контекст до культурных матриц в целом.
Рефлексии над текущим репертуаром для аналитиков малохарактерны, они предпочитают близкое и дальнее ретро. Коронное поле деятельности аналитиков - переоценка истории советского кино от сталинской до брежневской эпох включительно. Если берутся рецензировать кинотеатральный хит, то с синефильских, а не с фанатских позиций.
Аналитики, рецензирующие сериалы, совсем штучный товар. Их ну просто практически нет.

Наиболее распространённые формы блогинга в модели "аналитик":
  • рецензия-эссе, иногда встроенная в более общий текст
  • иронический пересказ по скриншотам, меняющий смысловые доминанты, предусмотренные авторами фильма
  • описание и критика скрытого метасюжета, в том числе в виде обзорного цикла
  • пост экспериментальной формы
Недостатки этого блогинга - угнетающее многабукфф, синтаксический барьер между семантикой высказывания и когнитивными возможностями подписчика (перевожу: любой текст блогера оказывается непонятным, даже если в нём нет слов "синтаксический", "семантика" и "когнитивный"), вытекающая отсюда невольная элитарность. Аналитики чаще всех грешат отсутствием спойлеробоязни. Кроме того, - в случае благоприятного для блогера отсутствия когнитивных диссонансов в аудитории, - знакомство с чужим аналитическим постингом порой оказывается предпочтительнее знакомства с его предметом, следовательно, эта модель не всегда способствует выполнению основной функции киноблогинга, т.е. продвигает в массы подписчиков не само киноискусство, а его отвлечённые забавные интерпретации.
Tags: критика как практика, социология киноблогерства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments