Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Миссия выполнима, или О киноблогерах. Ч. 4. Луны, Драконы и постскриптумы

Комментаторы, они же Луна

Луна бродит где-то между людьми и звёздами и смотрит на тех и других, но видна только тогда, когда сама этого хочет. Она славится тем, что имеет обратную сторону и создаёт приливы и отливы.

Неблогер-комментатор, создав аккаунт, не ведёт либо быстро забрасывает собственный блог, но мониторит сеть, тонкостью замечаний восполняя лакуны чужого постинга и через критику обогащая его контекстом альтернативных концепций. Либо участвует в создании эмоционального фона в комментах, что тоже ценно.
На самом деле, комментаторы-аккаунтодержатели тоже делятся на рыжих, бурых и хромых комплитистов, импровизаторов и аналитиков, и выделить их в отдельную модель блогинга - чистый формализм с моей стороны.

Наиболее распространённые формы блогинга в модели "комментатор":
  • замечание автобиографического характера, описание личного опыта просмотра
  • уточняющий вопрос, фактографическая поправка
  • комментарий к контексту, обозначение ассоциативных связей
  • концептуальное замечание, описание альтернативной точки зрения, киноведческая дискуссия
  • троллинг
Неблогеры невероятно скромны и ужасно стеснительны ...либо слишком известны, чтобы не дорожить анонимностью, и поэтому действуют шифруясь, таясь и в приклеенных усах. Причины, по которой Луны не ведут собственных киноблогов, хотя проявляют все признаки способности к блоготворчеству, слишком неопределённы. На простую робость их не спишешь. Как тут не вспомнить классический диалог мистера Дарси с Лиззи Беннет:
- Боюсь, я не гожусь, чтобы рекомендовать себя незнакомым людям.
- Почему же такой благовоспитанный человек, который выходит в свет, не может рекомендовать себя незнакомым людям?
- Я не обладаю талантом, как другие, легко вступать в беседу с незнакомцами.
- А я не так хорошо играю на пианино, как мне бы хотелось, но всегда знала, что это моя ошибка, потому что я не заставляла себя тренироваться
.

Профи, они же Драконы

Дракона приставили охранять сокровища. Может, он полон сил, гордится ролью хранителя сокровищ и охотно разрешает Звездочётам подойти поближе, посчитать вслух. А может, он слишком стар, устал, покрыт шрамами и злится, что Трубадуры голосят толпой у входа в пещеру, стычки с Рыцарями давно не забавляют, Луны двоятся в глазах.

По идее, блогинг предполагает равноправие автора и аудитории. Но профи-блогеры, если они не маскируются под толпу, изначально выглядят как профессора среди студентов. Запанибрата со школотой быть некомильфо, согласитесь. А если попробовать не считать аудиторию школотой?.. Словом, в профи-блогинге выживают и чувствуют себя комфортно только те, кто готов к педагогике сотрудничества.

Блоги профессионалов, занятых в сфере кинопроизводства и практического киноведения, особо ценятся за небольшие лекционные курсы, заменяющие профанам вроде меня чтение кинопособий. К тому же, такие блоги бывают очень информативны: там есть вести из недр профессионального сообщества, консультации в комментах и всё такое. Увы, на отечественном материале не всегда интересно постигать азы отрасли.

Среди прочего, ЖЖ является площадкой для продвижения профессиональной кинокритики. Блогингом я бы это не назвала, поскольку стремление всякого профи-кинокритика - пребывать в профессиональной прессе и привлечь внимание к ней. Блог профи-критика, как правило, выглядит эдаким гуру-модусом, где главенствуют не киноискусство и всплески коллективных зрительских сублимаций, а сам гуру как мерило ценности того и другого. Такое на любителя, прямо скажу. В 2000-х этот номер сходил с рук, но в 2010-х профессиональная среда критиков перестала быть поставщиком авторитетов, и мнение рядового блогера о новинке проката куда точнее (и в куда более комфортной форме) отвечает на вопросы аудитории, чем мнение профессионала на зарплате.

Наиболее распространённые формы блогинга в модели "профи":
  • киноведческая лекция, цикл лекций
  • авторский обзор, рецензия (сейчас в ЖЖ почти не встречается)
  • ссылка на авторский обзор, рецензию на сторонней площадке
  • методологическое эссе
  • замечания о профессиональной жизни

Резюме и пара слов вдогонку

Если что, саму себя отношу к импровизаторам-аналитикам, но начинала свой путь в ЖЖ как комплитистка-кипишистка. Вообще, без комплитистского студенческого этапа хороший киноблогинг проблематичен. Разве что вы сразу профи. Или сразу гений.

Наверное, есть и киноблогеры, пишущие только в сообщества и никуда больше. Но так как всех сообществ сторонюсь по причине их излишнего сходства с форумами, то по поводу коллективного киноблогинга ничего сказать не имею. Что понижает мой рейтинг как вдумчивого исследователя, само собой. Кошмар. Придётся выходной потратить на drugoe-kino.livejournal.com, а то перед людьми неудобно.

Пока не придумала, как влияет на классификацию блогеров их манера оформлять посты. Одни тщательно выписывают все выходные данные фильма, вплоть до имён монтажёров и даты премьеры. Другие могут ограничиться сленгом и эвфемизмами: Кабачок - Роберт Паттинсон, "кинчик про кесарево" - приквел "Чужого" "Прометей", ...но возрастных ограничений тут нет, так что Слай и Шварц - Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер. Немалое значение имеет то, заботится ли блогер о навигации в своём журнале: сколь бы легкомысленным ни выглядел постинг, качественная навигация говорит о серьёзности отношения и структурированности задач.

ЖЖ полон заброшенных киноблогов, увы, и часть сегодняшнего кинопостинга - это тоже голоса из будущих преждевременных виртуальных могил. Для рассуждений о перспективах у меня наглости не хватит. Но понимаю, что ветераны современного русскоязычного киноблогинга пришли в ЖЖ, имея опыт жарких рубок на форумах, ныне повсеместно угасших, а свежую кровь сегодня дают люди, имеющие опыт самоотверженной мобильной жизни в социальных сетях, где нужно отдать всего себя скоростному лайканью фоточек, а то френды обидятся на игнор. Плюс, многое зависит от того, останется ли пребывание в ЖЖ профессионально и эмоционально выгодным для профи.

На этом с предварительным теоретизированием и выстраиванием рабочих гипотез, считаю, разобралась.

Примерный план дальнейших полевых исследований:

Простое: - названия и подзаголовки блогов; - кинематографические реминисценции в юзернеймах; - заполнение графы "интересы" в профилях; - и прочая лежащая на поверхности ерунда, которая суть тлен и суета и к тому же легко подделывается.

Посложнее: обзор персоналий с сортировкой по моделям блогинга. Френдлента мне в помощь, плюс чужие френдленты. Однако это психологически травмирующий процесс - и не только для вас, но и для меня. Когда знаешь, кто с кем поругался вдрызг, трудно перечислять их через запятую.

Самое интересное, нас мало и мы в тельняшках. В смысле, киноблогеры все на виду друг у друга и не бывает такого, чтоб опытный сетевой хоббит не узнавал коллег по юзернеймам. Например, сама я знаю по никам всех завсегдатаев комментов у всех френдов. Но в вопросах зафренда мы, сетевой народ, ревнивы и избирательны. По крайней мере, если судить по активности в комментах друг у друга, импровизаторы мало интересуются комплитистами и аналитиками, а те в свою очередь редко обращают внимание на кипишистов. А вот любопытно, бывает ли такое, чтоб социальный граф (подписки и подписчики) одного блогера оказался идентичен или полностью противоположен социальному графу другого блогера? В общем, тема "киноблогеры, которых френдят киноблогеры", боюсь, актуальна, хотя она чертовски конфликтоёмка и чревата балетом на чужих мозолях.
Но разве не святыне науки присягаю здесь я? Обещаю максимум такта, когда начну ковырятся в ваших кровоточащих ранах. Потому что если киноблогеров что-то характеризует прямо, а не косвенно, то это именно зафренды. Впрочем, предвижу провал исследования прямо сейчас, поскольку, например, humus закрыт для изучения пометой 2500+. С другой стороны, мне ли жаловаться, что не придётся пробежаться одним глазком по всему списку в десяток тысяч его подписчиков:)

Анонс: следующая серия таких постов появится нескоро.
Tags: критика как практика, социология киноблогерства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments