Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Усатый нянь (К/ст им. Горького, 1977, реж. Владимир Грамматиков)

Педагогический шантаж лишён сантиментов. Либо раздолбай с душой художника Кешка Четвергов согласится тянуть лямку в ночной смене круглосуточного детсада, либо постановка на учёт и перспектива неба в клеточку. Дальше дело техники: стая из трёх десятков пятилетних ангелочков сделает ответственным человеком даже последнего раздолбая, пардон, Иннокентия Петровича.



Не удивлюсь, если эта лирическая комедия для семейного просмотра уникальна не только в советском, но и в мировом кинематографе. Подобрать какой-либо аналог просто не берусь. Это такой сам по себе фильм, вообще ни на что не похожий. Имея статус чего-то запредельно божественного, совершенного и гармоничного, он сопровождал меня всё детство, оставаясь телевизионным хитом из первой десятки. Особому обожанию подлежали много-много весёлых игр и всамделишний жуткий хоррор в эпизоде с примеркой тапочек.



Однако пора осмыслить и то, чего мы в детстве-юности обычно не замечаем.

Пластинку с физзарядкой заело: "Пошире... пошире... пошире...". Дети честно раскорячились и попадали.



Тут же камера тычет зрителя носом в надпись "Сделано в СССР".



Зачем вообще нужен этот кадр? Для постановки сцены было бы достаточно, чтоб Иннокентий Петрович правой рукой за кромкой кадра выключил проигрыватель, а левой рукой втащил в кадр свою гитару. И тогда никаких двусмысленных "Сделано в СССР".
Ну что ж. Что "сделано", то сделано. В СССР, так в СССР.
Ага, как бы не так. Да, прямые намёки авторов на культурно-исторические истоки талантов нянечки Арины Родионовны мы смело спишем на комедийную составляющую и будем правы. Подловят нас на другом. Странной формы шапка на разнорабочем... контур здания в глубине кадра... Почему двор советского детского сада так похож на двор дореволюционного монастыря, где Кешка Четвергов выглядит инородным телом?





В финале восемнадцатилетний Кешка острижен и готов уйти в армию. Это по сценарию, где "сделано в СССР" норма и естество. А на экране что? На экране ангел, хоть сейчас на икону (или мудрый инопланетянин, что в принципе примерно одно и то же). Златые ангельские кудри винтажно стрижены "под горшок", с армейским бесцветным "ёжиком" их никак не перепутать.
Новообращённый ангел покидает свой монастырь. Состоится ли его служение - бог весть. Финал полон странного надрыва, не бравурен, не позитивен. Финал-прощание.

Tags: 1970-1979, гностическое рядом, детское кино, дух духовности духовитый, комедии, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments