Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Как быть сильной (фильм Войцеха Хаса)

Как быть любимой = Jak być kochaną
Польша, 1963, ч/б.
Реж. Войцех Ежи Хас (Wojciech Jerzy Has; 01.04.1925 - 03.10.2000).
Сценарий Казимежа Брандыса по собственной книге.
В главных ролях: Барбара Краффтувна (Фелиция), Збигнев Цибульский (Виктор Равич), Венчислав Глинский, Артур Млодницкий, Веслав Голас.

Для меня - один из тех фильмов, после которых как минимум час-другой не хочется ни видеть, ни слышать ничего, что сминало бы своим бесцеремонным вторжением ту звенящую тишину, которой зал встретил финальный титр. Шок. Духовный шок.

Смотрела 31 марта в к/ц "Родина", в рамках фестиваля к столетию польского кинематографа. Показ с 35-миллиметровой плёнки с синхронным переводом в микрофон.

В ЖЖ нашла четыре старых отзыва на ТВ-показ.
Отзыв-спойлер № 1 - отзыв на книгу Казимежа Брандыса
Отзыв-спойлер № 2
Отзыв illa-anna
Двухлетней давности отзыв ladoga

Моё восприятие фильма - ровно такое же, как у illa-anna, если переставить в нём местами все плюсы и минусы:) Я пришла в восхищение от Барбары Краффтувны и несколько утомилась от Збигнева Цибульского.
Также фильм не показался мне простым в повествовательном отношении. События жизни героини скомпонованы так, что не всегда сходу улавливается наличие или отсутствие временной дистанции между ними. То есть цепь событий не развёртывается последовательно и равномерно, а вспыхивает в памяти героини отдельными воспоминаниями.

В центре повествования - Фелиция, дамочка на самом излёте цветущих лет, в манерной шляпке-таблетке, на каблуках, в полном макияже, и вообще почти один к одному героиня американского телесериала "Все без ума от Люси". Звезда, чей голос обожают миллионы польских радиослушателей 1950-х годов.

Когда-то, в 1939 году, она играла Офелию в местном (не варшавском, то есть) театре. Ну, мало ли кто играет Офелию, вот и эта молоденькая пустышка удивляется, для чего в её монологе безумия есть фраза "сова была дочерью пекаря". С другой стороны, можно подумать, найдётся хоть десять женщин, имеющих своё мнение по вопросу о сове.

А дальше - в форме внутреннего монолога и обильных продолжительных флэшбэков ведётся рассказ о том, что каждый человек имеет свою тайну. И губная помада на женских губах может скрывать скорбные складки в углах губ.

Как зрители сперва относятся со снисходительностью к напудренной стареющей красотке Фелиции, так и она сама неверно оценивает степень жизненной успешности попутчика по полёту в Париж, эмигранта-бактериолога. Так же, как и она, стареющий красавец не выставляет свои беды напоказ и не делает их предметом личного культа.

Вот он, тот мужчина, с которым она могла бы быть счастлива. Почему же все её чувства были отданы совсем иному типажу - истеричному, капризному эгоцентрику, бездарному актёришке, сходящему с ума по несостоявшейся славе? ...Тайна женщины - как любить безоглядно. А как быть любимой - тайна для женщины...
 
Tags: 1960-1969, военное кино, гендерное в кино, мелодрамы, польское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments