Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Шаркнадо как надо

Акулий торнадо 2 / Sharknado 2: The Second One (США, 2014, реж. Энтони Ферранте)

Эксплотейшен-франшиза "Sharknado" осыпала Сан-Франциско, а затем и Нью-Йорк, ливнем из тысяч двух-трёхметровых белых акул, одна из которых ещё и акула-молот. Мобилизационная готовность населения прошла небывалую проверку на прочность. Плечом к плечу или россыпью во все стороны, сшибая слабых? Спасёт или не спасёт простой серфер-чемпион членов своей семьи? Оценит или не оценит блондинка его вклад в её спасение?..
Не будь яйцеголовым, посмотри киношку от студии "Эсайлум", - как бы несутся вглубь социума сигналы из космоса масскульта. Возможно, преодолев первую оторопь, вы действительно станете считать себя тонко чувствующим безобидный грубый юмор интеллигентом, опростившимся, как граф Толстой, и познавшим невзыскательную низовую культуру.
Со мной этот номер не пройдёт, я настороже, в травоядность низовых культур не верю. Рабочую гипотезу удалось сформировать уже на материале первого "Sharknado" и некоторых дополнительно изученных образцов жанра: "мир акульего кино - это пространство обмена месседжами между живущими в мире собственных страхов и фантазмов креационистами с жёсткой моралью сектантов, не испытывающих жалости к изгоям". Сиквел последовательно, по пунктам подтвердил, что приоритеты авторов франшизы неизменны: мы снова наблюдаем твёрдое нет законам физики, акулы равны бешеным собакам, дуальность добра и зла перечёркнута жёсткой схемой антидраматургии.
Так какие же месседжи посылают нам безжалостные креационисты через свой сиквел?

Итак, катастрофа снова произошла. Над Нью-Йорком волчками крутятся ошалевшие, агонизирующие рыбины с последним кубическим миллиметром океанской воды в жабрах. Горожане приветливо тычут в их сторону трезубцами и бензопилами. Моим дополнительным интересом было взглянуть, как акулы вписаны в антураж мегаполиса, но ничего примечательного в этой области не заметила. Очевидным ходом было бы заслонить живой акулой какую-нибудь акулу, нарисованную на билборде, однако подходящих билбордов в кадре почему-то не обнаружилось.





Рецензенты фильма положительно реагируют на то, как фантастический акулий торнадо вписан в словесную матрицу телевизионного прогноза погоды. Выпадение акул со скоростью пять сантиметров в час всех смешит. Всех, кроме меня, само собой, потому что на уровне общенаучной лексики акул расчленили на куски по пять сантиметров ещё до того, как они завершили свой полёт. Если это не нейролингвистическое программирование населения на агрессию против акул, то что тогда называть нейролингвистическим программированием.



Этот кадр служит прямой иллюстрацией к тезису о тождестве между экранной акулой и какой-то напугавшей сценариста собакой. С другой стороны, может, она провела в пути много часов без горячего питания и приземлилась в вагон метро жутко голодная. То есть, ведёт себя всё-так не как собака, а как акула.



Не скрою, меня и в первом фильме задевало пренебрежение авторов к нуждам и чаяниям гибнущей акульей популяции. Рыбы в беде, их надо спасать по мере сил. Но персонажи испытывают азарт и воодушевление от самой возможности потыкать в живое существо чем-нибудь заострённым. На данном скриншоте некрупную и совершенно обессилевшую акулу сообща мочат в сортире, пардон, протыкают насквозь телестудийным реквизитом представители науки и шоу-бизнеса. В прямом эфире, между прочим, и на это дети смотрят.



Секрет упрямства авторов, не желающих потрафлять экологистскому лобби, раскрылся в кадрах, приведённых ниже. Как видите, акула здесь не столько метафорическая собака, сколько метафорический дракон, полёт на котором - тайная мечта всякого истребителя драконов. А если вовремя махнуть зажигалкой, то акула станет ещё и источником открытого огня. Дизайнерски продуманное, огромное, стремительное, кровожадное, да ещё и огнедышащее чудовище... Да, такая монструозная величественность не терпит снисходительной заботы в свой адрес.





Не удивительно, что к натурфилософской фантастике прицепиком дана фэнтези-отсебятина с псевдодраконами. Сюжет фильма продвигается вперёд за счёт личных инициатив в делах гражданской обороны. Чуть что, и все кидаются в бой с первым подвернувшимся оружием наперевес. В культурной истории США нет своего Настоящего Средневековья, поэтому они его потихоньку косплеят при каждом удобном случае. Эти попытки малоубедительны, честно говоря. Пока американцам удался только один настоящий рыцарь - вампир Спайк из сериала "Баффи", и он обошёлся без бутафорского меча, потому что воплотил не букву, а дух. Главгерой "Акульего торнадо" дальше рыцарской буквы пока не продвинулся: покатался на драконе, подержался за меч, а спасти красавицу в башне не довелось, она его сама спасла.



Казалось бы, обзаведясь рыцарем сценарист кинется украшать сюжет фантиками и бантиками на темы лидерства и вождизма. Например, подсунет супергерою конкурентов или заставит биться на два фронта. Но нет. Авторов франшизы захватила идея бодимодификации и покорения стихий. Что ж, логично. Если акулы полетели журавлиным клином, то почему бы и человеку не выйти за границы своих физических возможностей. И вот женщина сращивается с дисковой фрезой, а мужчина воспаряет с бензопилой, как боевой Питер Пэн.





Ещё не собраны трупы погибших нью-йоркцев, а город уже радостно салютует своей победе над природой. Смех, шутки, веселье, до траура по согражданам дело не дошло. По акулам трауру и подавно не бывать.



В этом вся суть, полагаю. Ливень из живучих и кусачих акул, если постулировать его гипотетическую вероятность, должен стать катастрофой, сравнимой с нашествием варваров. Однако путём нанизывания гэгов на грядущий хэппи-энд авторы фильма программируют нас не на страх перед угрозой, а на предвкушение шанса встряхнуться, развеяться и получить новый, экстремальный опыт двигательной активности.

Возвращаясь к вопросу о низовой культуре. Если "Акулий торнадо", фактически, эксплуатирует адреналинозависимость жертв гиподинамии, они ли его аудитория? Есть у меня сомнения по этому поводу. Но определюсь только по просмотре триквела - когда его переведут на русский, само собой.
Сейчас франшиза состоит из пробного хита 2013 года, сиквела 2014 года и триквела 2015 года. Все они плоды усилий сценариста Тандера Левина, режиссёра Энтони Ферранте, оператора Бена Демари и актёра Йена Зиринга. В триквеле акулами засыпали политический бомонд, так что сливки культурного бомонда не напрасно пребывали на низком старте у экранов. Судя по трейлеру, оно того стоит, да и зрительский рейтинг на IMDb рвётся от 3,3 за первый хит к 4,8 за триквел. Это успех.
Tags: 2010-2019, asylum, акулы в кино, зоохорроры, катастрофы в кино, комедии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments