?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Горе побежденным
Заинтересовалась сатирической драмой "Дикарь на улицах / Wild in the Streets" 1968 года. Богемные наркоши 15-25 лет, этакие бунтари-интеллектуалы с сытыми харями, выдвинулись в большую политику, устроили молодёжный праздник непослушания, достигли полного контроля над законодательной и исполнительной властью, а следом наступил их личный тоталитаризм, выдаваемый за тоталитаризм хиппи. США объявлены зоной, свободной от власти старцев. Старцами объявлены все, кому исполнилось 35 лет. Их вывозят в лагеря и подвергают успокаивающей наркотерапии таблетками и веселящим газом. Для их же блага.
И это не копеечный андеграунд, а постановочно не самый дешёвый фильм с "Метро Голдвин Майер" в первом же титре.



Сюжеты о детях, освобождённых от ига взрослых, столь разнообразны, что, наверное, придётся мини-список трагедий тинейджерского самоуправления заново отсмотреть и отрефлексировать.

Повелитель мух / Lord of the Flies (Великобритания, 1963, реж. Питер Брук) - случайно сформированная фокус-группа благовоспитанных тинейджеров в изоляции на острове последовательно воспроизводит пройденные и отброшенные человечеством модели общественного самоуправления, одна кровавее другой. Знакомство с продвинутыми образцами не отменило тягу детей к архаичным формам.
Дикарь на улицах / Wild in the Streets (США, 1968, реж., Бэрри Шир) - не то беда, что родители стремятся к контролю над личным пространством детей, а то беда, что редко кто из контролёров смог бы пройти сертификацию по тестам на АйКью или хотя бы по тестам на харизматичность. Родители скучны, душны и нафиг детям не нужны. Зато мастерски обучают малышей навыкам психологического насилия, конформизма и эгоцентричности.
Томатный кетчуп императора / Emperor Tomato Ketchup (Япония, 1971, реж. Сюдзи Тераяма) - очень авторское кино, слишком сложное, чтоб сформулировать его метасюжет экспромтом. Как вариант: в мире, где нет взрослых, дети не умеют взрослеть и не получают удовольствия ни от своего детства, ни от своего взросления.
Кто может убить ребенка? / ¿Quién puede matar a un niño? (Испания, 1976, реж. Нарсисо Ибаньес Серрадор) - однажды в одном городе дети убивают взрослых, чтоб начать захват планеты. В целом это зоохоррор, а не политический триллер. Вероятно, к середине 1970-х тема себя исчерпала.

Tags: , , ,

11 comments or Leave a comment
Comments
konst19791019 From: konst19791019 Date: July 28th, 2015 08:51 pm (UTC) (Link)
МЕЛОДИ и БАГСИ МЭЛОУН.
http://www.kinopoisk.ru/film/23715/
http://www.kinopoisk.ru/film/9852/
Трагедийностью в этих лентах не пахнет, но в первой из двух - "дети, освобождающие себя от ига взрослых", а во второй - "уже освободившие":))
Любопытно, а БЛАГОСЛОВИ ЗВЕРЕЙ И ДЕТЕЙ
http://www.kinopoisk.ru/film/27580/
вписывается в ваш мини-список фильмов о тинейджерском самоуправлении хоть каким-то боком? Понимаю, что он - не об этом, скорее уж КОРОЛЕВСКАЯ БИТВА
http://www.kinopoisk.ru/film/604/
сюда подойдет, однако велик соблазн отнести БЛАГОСЛОВИ... к категории лент с трагедийным звучанием.

adzhaya From: adzhaya Date: July 29th, 2015 06:24 am (UTC) (Link)
Вроде, все ваши кандидаты не совсем то, что надо. Действие коллективной психологии, техника управления толпой, - они там сюжетом не предусмотрены, рассматривается всё больше сугубо индивидуальное бунтарство. "Повелитель мух" в этом смысле тоже мелковат, но там сделано удачное макромоделирование на микроуровне.
alexspas2013 From: alexspas2013 Date: July 28th, 2015 09:46 pm (UTC) (Link)
"Дети кукурузы"?
adzhaya From: adzhaya Date: July 29th, 2015 06:27 am (UTC) (Link)
Да, это идея. После "Кто может убить ребёнка?" логичен переход к концепту детей-убийц-монстров, вообще не являющихся детьми и не подчинённых детской психологии. Так сказать, распад института семьи через расчеловечивание потомства и остановку самовоспроизводства хомо сапиенсов.
dfs_76 From: dfs_76 Date: July 29th, 2015 05:05 am (UTC) (Link)
По эту сторону железного занавеса - венгерский "Праздник непослушания":
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/23494/annot
adzhaya From: adzhaya Date: July 29th, 2015 06:30 am (UTC) (Link)
Да, я его видела когда-то по ТВ. Комедии на тему трагедии пойдут в отдельный факультативный список. Подозреваю, этот список окажется совсем коротким, но кто знает.
dfs_76 From: dfs_76 Date: July 29th, 2015 10:45 am (UTC) (Link)
Еще в мировом кино разработана тема такой формы детской политической самодеятельности, как имевшие место в XIII веке детские крестовые походы. "Врата рая" Вайды например.
adzhaya From: adzhaya Date: July 29th, 2015 03:25 pm (UTC) (Link)
Как лабораторный эксперимент на заданную тему звучит обнадёживающе. Небось, все умерли.
Как понимаю, суть таких фильмов - о самоуправлении детей и подростков - в познании механизмов исторического прогресса и самовоспроизводства культуры.
С другой стороны, сказку про Питера Пэна тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Буду думать.
konst19791019 From: konst19791019 Date: July 29th, 2015 03:37 pm (UTC) (Link)
Есть еще и российская экранизация той же книги Анджеевского - ВРАТА РАЯ (2000), снял Геннадий Курлаев. Правда, о художественном уровне фильма я здесь умолчу.
dfs_76 From: dfs_76 Date: August 2nd, 2015 09:38 am (UTC) (Link)
"Республика ШкИД" же! И другой полокинский же фильм - "Наше призвание".

Edited at 2015-08-02 09:40 am (UTC)
adzhaya From: adzhaya Date: August 2nd, 2015 10:35 am (UTC) (Link)
Для общего моделирования ситуаций полезный материал, да. Здесь же и "Педагогическую поэму" по Макаренко можно упомянуть, аж две экранизации. Но с точки зрения обязательности физического исключения взрослых из зоны контакта это фильмы из другого списка - того, где взрослые никуда не деваются и возможность прямого влияния сохраняют и используют.
11 comments or Leave a comment