Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Тадеуш Конвицкий о травмах коллективного бессознательного

Как далеко, как близко
Страница на IMDb
Польша, 1972, цв., широкоэкранный.
Реж. и сценарист Тадеуш Конвицкий (Tadeusz Konwicki)
В ролях: Анджей Лапицки (Анджей), Густав Голоубек (Макс), Майя Коморовска (Муся), Алиция Яхевич (Йоася, жена Анджея), Анна Дымна (девушка), Петр Павловски (отец Анджея) и др.
Отзыв sergio_leone с множеством скриншотов.

Смотрела 01 апреля в к/ц "Родина". Показ с 35-миллиметровой киноплёнки, с синхронным переводом.

Варшава. Анджей, седоватый мужчина 44-х лет, в приличном костюме, стоит возле сталинской высотки и обращаясь к зрителям, говорит, что через 83 минуты убьёт человека, всадит обойму 13 патронов, и больше этот автомат никогда не будет стрелять.

Дальше происходят некие блуждание по современной Варшаве и по закоулкам военной памяти Анджея, где он, неизменно сорокачетырёхлетний, встречается с самыми разными людьми, некоторые из которых совершенно точно мертвы (выбросившийся из окна Макс, сгоревшая заживо Йоася), некоторые возможно умерли - из диалогов не понять, а некоторые возможно и живы.

Это не фильм-загадка на тему "кто здесь жив, кто мёртв". Это путешествие по жизненным линиям целого поколения поляков, рождённых в конце 1910-х - начале 1920-х. Живы они, или мертвы, - они не видят себя живыми, не видят себе никакого будущего, ждут прекращения жизни. Все их мысли о прошлом.

Происходящее как-то связано с возрастом Анджея. Он сообщает, что сегодня его сорокачетырёхлетие, и каждый поляк знает, что означают 44 года, а незнающим и объяснять незачем - это не поляки. Польское сорокачетырёхлетие сравнивается с тридцатитрёхлетием, т.е. "возрастом Христа".

Через сутки после просмотра я решила, что живых персонажей у Конвицкого нет вообще. Все покойники и существуют только в воображении Анджея.

А фильм как не понравился, так и не нравится. Послевкусие не наступило, увы... Вайдовских "Барышень из Вилько" со много большим удовольствием вспоминаю.
 

Пост скриптум 30.09.2009:
Воспоминания изменились. Удивление от неторопливой сумятицы сюжета прошло, остался только привкус злой тоски и опустошённости, эманирующей от фильма Конвицкого.

Хороший фильм. Для впитывания дозы позитива не годится, зато элегическому настроению способствует...

Tags: 1970-1979, арт-кино, военное кино, польское кино, психологический психологизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments