Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

To Be a Somebody - 3-серийный эпизод 2-го сезона сериала "Cracker" (Великобритания, 1994)

Читала в википедии статью "Трагедия на «Хиллсборо»". Много думала.
15 апреля 1989 года, искусственно созданная давка, 96 трупов болельщиков команды "Ливерпуль", преступная халатность - а то и злоумышление - всех причастных должностных лиц. Тем не менее, вплоть до 2012 (!) года официальной версией оставалась вина болельщиков "Ливерпуля", а жёлтая газета, спровоцировавшая травлю пострадавших в печати, по-прежнему настаивает на своём статусе неподсудного флагмана свободной прессы.
Разумеется, ничто из прочитанного не сделало меня толерантной к самой идее толпиться вокруг спортивной площадки и орать. Трудно представить, что должно случиться, чтоб футбольные болельщики превратились в респектабельных, положительных персонажей, а не тех гоблинов, какими их видят нервные дамочки вроде меня. Но интересно взглянуть, как в середине 1990-х английское телевидение, не имея возможности провести исследование самой трагедии на стадионе Хилсборо, исследовало травму национального коллективного бессознательного.
"To Be a Somebody" (премьера в октябре 1994) рассказывает о крестовом походе футбольного болельщика против государства, не защитившего своих граждан ни в день трагедии на стадионе, ни в последующих разбирательствах. Главному инспектору убойного отдела Дэвиду Билборо (актёр Кристофер Экклстон, первый из возрождённых Докторов) противостоит заводской рабочий Олби Кинселла (актёр Роберт Карлайл, звезда сериала "Хэмиш Макбет"), который внезапно для всех подался в серийные убийцы-террористы с ворохом социальных претензий ко всем и сразу. Олби выбирал жертв по признаку вовлечённости в "систему", противопоставляя себя государственным людям и их подопечным.



У всеобщего любимца Дэвида Билборо жена красавица и умница, наконец-то родился сын, карьера на взлёте, ни одной подлости за душой.
Отмеченный аурой невезения Олби Кинселла - разведённый шотландец без высшего образования, амбициозный и уязвлённый принижением его интеллектуального статуса со стороны окружающих. Никогда не жил на пособие, всегда честно работал и рассчитывал только на себя. Социальные лифты для таких, как он, закрыты (или ему кажется, что закрыты). Один из тех, чьи показания о событиях на стадионе полиция отказалась фиксировать. Один из тех, кого безнаказанно оскорбила газета "Sun". Один из тех, кто после пережитого шока не получил никакой психологической поддержки ни со стороны профессионалов, ни в семье. Да, поводов для бешенства достаточно, как ни крути. Кроме того, у него только что умер горячо любимый отец, героический ветеран всех войн, на похороны которого не явилась ни одна официальная морда. Личные микротравмы и многолетняя вибрация в поле коллективных макротравм, - всё сцементировалось в единое поле ненависти и жажду аннигиляции.
А что же полиция? Полиция в ходе следствия по делу о первом трупе воспроизводит всё тот же устаревший, казённый штамп о немотивированно деструктивном образе жизни "бритоголовых", которых хлебом не корми, дай зарезать почтенного пожилого пакистанца. Следствие вот-вот превратится в политический водевиль толерантности. Ибо "бритоголовые" суть зло спонтанное, но действующее только рандомно и только на пакистанцев, а представителям государствообразующих этносов беспокоиться не о чем, и данный секрет полишинеля необходимо тщательно скрывать изо всех сил всем отделом.
Внештатный психолог мистер Фитцджеральд может хоть кругами бегать, талдыча, что пакистанца по всем приметам зарезал надлежаще социализированный социофоб-одиночка, но полисмены держатся за казённую версию до последнего.
Воздействие "To Be a Somebody" на меня как зрительницу зависело от того, каким будет финал, в каком месте авторы поставят точку. Окажется ли крестовый поход взбесившегося обывателя подвергнут остракизму, произойдёт ли характерная для маньякотриллеров подмена понятий, когда фокус внимания переносится с грандиозности проблемы на ничтожность её носителя?
Пора поставить точку и мне. Впереди следующие эпизоды "Cracker".
Tags: 1990-1999, британия рулит, криминала будни нелегки, маньяки в кино, сериалы, терроризм в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments