Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Спасибо Советской власти за моё счастливое детство! (О фильме Р. Пивоварского)

Любовники моей мамы = Kochankowie mojej mamy
Комедия по повести Янины Зайонцувны "Мой великий день"
Польша, 1985. Прокат в СССР в 1988г.
Реж. Радослав Пивоварски
В ролях: Рафал Венгжиняк, Кристина Янда.

Пока безработная мать-одиночка ищет личного счастья в ночных кабаках, её одиннадцатилетний умничка-сын Рафал сам себе варит макароны, сам по себе учится на одни пятёрки и сам по себе находит в квартире и уничтожает алкоголь и нехорошие таблетки. Иногда, когда за таблетками уследить не удаётся, мать приходится связывать, и для этого у Рафала наготове толстенная верёвка.

В связи с таблетками и верёвкой возник самый красивый кадр "Любовников моей мамы" - женщина в проёме окна, угрожает спрыгнуть, а за спиной чёрное небо и падающий снег, как будто она плывёт по звёздному пространству. Очень красиво.

Поскольку ангелоподобный блондинчик Рафал - ещё ребёнок, а ответственность за мать - более, чем взрослая, то иногда у Рафала случаются нервные срывы. Ещё мальчик всё время голоден, и ему приходится отбирать у одноклассниц их бутерброды...

Квартира у них - двухкомнатная, на третьем этаже четырёхэтажного дома. Двор-колодец. Без лифта. Крашеные в жуткий цвет "морской волны" лестничные стены давно облуплены. На кухне в углу - уродливая металлическая раковина с нависающим краном, как в поликлинике.
При этом сама квартира не так уж плоха, и видны следы деятельности заботливой руки. Кухня со специально изготовленной мебелью. Видимо, один раз у героини Кристины Янды были деньги; на кухонную мебель хватило, а на импортную мойку с отделкой кафелем - не хватило.

Посчитала - в 1985 году мне самой было 12 лет, и с восьми лет я росла без отца, потому что он внезапно умер. Да, макароны к 11 годам варить, кажется, умела. Но это всё, что я решилась бы делать сама.

В аннотации к фильму сказано, что жизнь матери показана глазами ребёнка. Но это неправда. Например, диалог женщины с усатым поклонником её сын слышать не мог, да и взгляд камеры - не через замочную скважину.

К сожалению, у фильма - хэппи-энд, из-за которого я и обозначила жанр как "комедию". Чувствуется, картина задумывалась как нечто иное, как драма воспитания чувств.
Там есть очень простой и страшный эпизод с бутылкой молока у двери - на нём и надо было заканчивать историю эмоциональной зависимости тинейджера от непутёвой матери.
 
Tags: 1980-1989, польское кино, потёмки нежного детства
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments