Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

В погоне за Эми / Chasing Amy (США, 1996, премьера янв. 1997, реж. и сценарист Кевин Смит)

1) Почитала Кинопоиск. Рецензенты-аматоры обычно берут увиденное по номиналу и серьёзно относятся к дилемме, заданной сюжетом на вербальном уровне. То есть, фильм воспринимается большинством зрителей как конспект мыльной оперы из области социально-психологических проблем полигамных мужчин, больных моногамией головного мозга.
Одни рецензенты описывают свои переживания за бисексуальную лесбиянку Алиссу, поклонник которой Холден, напросившись в бойфренды, чихать хотел на количество спавших с нею женщин, но взвивается от одной мысли, что без мужчин в её жизни тоже не обошлось (о чём ему не преминул доложить лучший друг Бэнки). Другие, наоборот, сосредотачиваются на душевных муках взрослого парня, боящегося проиграть в заочном соревновании с прыщавыми школьниками, успевшими добежать до лесбиянкиного тела раньше него.
Да боже ж мой! Разумеется, Холдена угнетала вовсе не опасность быть тем, кого сожительница сравнивает с "бывшими" в пользу "бывших", так что дальнейший ход сюжета предопределён потребностью решить проблему иного рода.

2) Мало кто решается вслух заявить, что главгерой козлина редкостный. И я не стану. Главгерой как главгерой, ничего за гранью нормы. Познакомился с лесбиянкой и возбуждался от одной мысли, как здорово было бы побывать на её месте. Но однажды Бэнки выступил со своей сенсацией, мозг пронзила принципиально новая порнографическая картинка, а навык мысленно пристраиваться на место лесбиянки сыграл злую шутку. Так Холден переосмыслил предмет сексуального возбуждения: возможно, в сексе ему нравится место женщины. Именно это стало причиной шока и невроза.
Но режиссёр-сценарист проигнорировал разъяснение зрителям отправной точки закадрового сюжета, то есть не акцентировал желание Холдена хотя бы мысленно поучаствовать в сексуальных похождениях лесбиянки. Вся остальная логическая надстройка из-за этого тоже, как правило, остаётся незамеченной.

3) Посвятив основной хронометраж попытке Холдена пустить корни возле женщины, Кевин Смит обрамил этот роман фактами, характеризующими дружбу Холдена с Бэнки. В начале фильма Бэнки уступал Холдену лидерское положение в авторстве их совместно нарисованных комиксов, но степень добровольности такого самоустранения от литературной славы оспорена дракой Бэнки с осмеявшими его читателями. В конце фильма Бэнки в свободном плавании столь же сравнительно успешный автор комиксов, каким был год назад его компаньон, а вот новый комикс Холдена не заинтересовал издателей, и автор вынужден напечатать его маленьким тиражом за собственный счёт.
Итак, Холден годами выезжал за счёт лучшего друга, фактически паразитируя на его таланте художника. Таков он в дружбе. А что же сделал Холден, обнаружив внутри себя потенциал гендерного дефекта? Тут же попытался провести диагностику за чужой счёт. Вся жизнь Холдена за чужой счёт. Дайте ему то, дайте ему сё, любите его, сделайте его счастливым, докажите ему, что он самый-самый, безупречный и замечательный, гендерно полноценный.

4) В памяти народной "В погоне за Эми" остался всё-таки фильмом о мужском страхе перед женской избыточной опытностью, а не фильмом о подленьком, потребительском отношении эгоцентриков к окружающим, будь то мужчины или женщины и будь то сфера социальных или сфера интимных отношений.
При поверхностном скольжении по нарративу, в качестве фильма о социально-психологических последствиях восприятия мужчинами женской распущенности (а он таковым не является!), "Chasing Amy" нечто недоговорённое, не пойми о чём толкующее и зацикленное на мелочах. То есть, вызывает желание договорить за автора, додумать продолжение или опровержение. Думаю, Кевин Смит сам виноват, не дав зрителям всех ключей к выходам за вербальный пласт кинозрелища, и все случаи негативной реакции на фильм всецело на его совести. Ну, за исключением тех зрителей, кому любые пласты до лампочки, само собой.
Теперь понятен источник вдохновения душераздирающей фильмы "Скотт Пилигрим против всех" (2010 год) - про битву влюблённого задохлика с инфернальными "бывшими" бывалой бисексуальной лесбиянки. Сценаристу Майклу Бэколлу в год выхода "Chasing Amy" исполнилось 24 года, режиссёру Эдгару Райту - 23 года, а сценаристу Брайану Ли О’Мэлли и вовсе 18 (может, его и в кино не сразу пустили?). В 1997 году они были ещё слишком молоды, чтоб продраться сквозь несложные вербальные ловушки. Годы спустя возмужавшие зрители'97 всё-таки решились обсудить своё, мальчиковое. И как же они это сделали? Устроили полный перевёртыш "Погони за Эми": затеяли соревнование прыщавого школьника со взрослыми парнями (на всякий случай объявив школьника двадцатидвухлетним), а лесбиянке не дали воли его бросить.

5) Фактически, "Chasing Amy" является экранизацией спектакля, даже если такого спектакля не существует. Когда зрители жалуются, что фильм скучноват, это может быть реакция на театральное содержание кинематографической формы. Да, для меня тоже скучноват.
Tags: 1990-1999, гомоэротический дискурс, мелодрамы, мужское бессознательное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments