Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ныне отпущаеши

На страже смерти / Deathwatch (Великобритания-Германия, 2002, реж. и сценарист Майкл. Дж. Бассет)



Мистический сюжет об остатке английской роты, чудом выбравшейся с одного из полей боёв первой мировой. Англичане забрались в опустевший немецкий окоп, где поймали перепуганного немца Фридриха, а он истерически вопил, мол, всем хана, потому что здесь поселилось Неведомое Зло.
Для всякого современного зрителя довольно предсказуем финальный спойлер. Всё-таки такого рода спойлеру удивляешься только однажды, а потом считываешь с полпинка при первом намёке.

Итак, группа военнослужащих, погибших в ходе плановой атаки, претерпевает мытарства по пути в Чистилище, не догадываясь об истинном положении дел. Вход в Чистилище выглядит, мягко говоря, не Валгаллой: гниющие трупы, бесконечный дождь, малоизысканное общество и ни одной розовощёкой брунгильдочки для общей уютности. А что мы хотели? Это посмертное коллективное видение людей, скончавшихся в состоянии кто шока, кто амока, и все насильственной смертью, без отпущения грехов. Хотя они пытаются сохранить видимость цивилизованности, но даже добренький врач в итоге оставил тяжелораненого без догляда.

Поскольку воспитана не в православной, а в марксистско-ленинской традиции, то католическое Чистилище всегда воспринимала как естественный феномен. Мало ли что придумают чудики, никогда не сверявшиеся с Большой Советской Энциклопедией. Меж тем, католическая теория Чистилища остаётся сумеречной зоной межконфессиональной напряжённости и существенным препятствием для экуменизма. Суть пребывания католика в Чистилище состоит в том, что вопросы избавления его от тяжести грехов решаются не изнутри на месте, а извне, т.е. на Земле, среди живых католиков. Сам католик в Чистилище ничем не занят, пребывает в покое и набирает проходные баллы в Рай за счёт поступающего с Земли адресного прощения (а заодно и за счёт безадресного всепрощения, наверное? - не сильна в теории, а от википедии толку мало).

Я бы сказала, кинематографические игры с католической догматикой ясности в вопрос не привносят. Да вот хотя бы Фридриха взять. Дантевские фантазии насчёт ангела, сторожащего вход в Чистилище, предлагаю в расчёт не брать. Если считать Фридриха ангелом-диспетчером, сортирующим грешников, то его способ ведения дел сомнителен: он предоставил грешников самим себе и уклонился от тщательного мониторинга. Логичнее предположить, что он такой же грешник, но в силу неких подлых дел, оставленных за кадром, его в само Чистилище упокоиться не пускают, устроив небольшой предварительный Ад для острастки, чтоб перевоспитался. Видимо, за Фридриха никто на Земле не молится. Моя рабочая версия: он где-нибудь закадром сжёг приют с сиротками.



Главгерою фильма столь же трудно получить адресное прощение, ведь вряд ли среди живых остался хоть кто-то, кто вспомнит о Чарли Шекспире. Пацан сирота, иначе с чего бы его в 16 лет понесло в армию обманом, - явно харчеваться, зачем же ещё. Упоминается стаж работы Чарли переводчиком у французов. Стало быть, юнец уже с год к казённому довольствию жмётся. Как так вышло, что французы спровадили своего малолетнего переводчика на передовую? Такое могло получиться, только если Чарли нигде не записан и никто за него не похлопотал. Всем плевать на него, короче. Так что смерть Чарли стала фактом статистики, ничьё сердце не задев.
Своё личное прощение и отпущение грехов Чарли получил там же, у входа в Чистилище, когда убиваемый произнёс имя убивающего без ненависти. А там и недоангел подоспел со своей долей прощения. Двух заступничеств со стороны безусловных убийц-маньяков хватило малышу Чарли для получения путёвки в Рай. Вот только не пойму, как мертвец может благословить мертвеца. Эх, не сильна я в канонах потому что.



Вопрос, с каких позиций раскрывается сюжет, с католических или с протестантских, и какие именно религиозные постулаты критикуются, а какие берутся за аксиомы, остался для меня открытым. Лютеране идею Чистилища люто не одобряют, как и англикане. Взгляды экуменистов 2000-х википедия не осветила, так что фиг с ними.
Зато стало понятно, почему так перевозбудился религиозный фанатик Брэдфорд, ротный радист. Он католик, именно поэтому его подкалывают, называя папой римским. Прослушав радиосводку о своей смерти, он законно возмущён: мало того, что попал явно не в Рай, так ещё и бок о бок с парнями оппонирующих конфессий. Где справедливость, а?!



Нижеследующий кадр меня смутил. Не скажу, чтоб я персонажей так уж резво в лицо отличала. Но вроде, это Чарли Шекспир, а не запертый военнопленный немец? Проблема в том, что кадр этот "увиден" глазами самого лопоухого Чарли задолго до финала, и я не смогла соотнести картинку с сюжетом.



P.S. из википедии: "Положения, касающиеся обращения с военнопленными, содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. В ходе Первой мировой войны эти правила обнаружили ряд недостатков и неточностей".
Tags: 2000-2009, британия рулит, военное кино, дух духовности духовитый, мистика экзистенциальных переживаний, мужское бессознательное, немецкое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments