Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Идеальный муж

Человек, который ловил самого себя / The Man Who Haunted Himself (Великобритания, 1970, реж. Бэзил Дирден)

Роджер Мур ещё не Джеймс Бонд, но уже образец английского джентльмена цветущих лет, знающего толк в тёмных сторонах жизни. Его персонаж мистер Пэлхам выглядит, как зануда, разговаривает, как зануда, и живёт, как зануда, словно бы сексуальной революции не существовало, а дизайн не продвинулся далее 1910-х. Но этот человек-атавизм живёт посреди 1970 года, где жёны смеют открыто вожделеть собственных мужей, а дизайн не приемлет ничего, что навевает мысли о нафталине и крахмале.



Когда все вокруг почему-то стали говорить, что Пэлхам сделал то-то и сказал то-то, а он не делал, не говорил и вообще был в другом месте, то наличие предполагаемого двойника стимулировало мощнейший кризис личности. Двойник, если он существует, удачлив и дерзок, и мистер Пэлхам вот-вот окажется вытеснен из собственного кабинета. Из собственной семьи. Из собственной постели. И поделом! Кому нужен скучный импотентный трудяга, когда флюиды очарования испускает харизматичный хозяин жизни?



Бэзил Дирден - режиссёр-загадка. Глядя, как он умудрялся делать классное кино из пустяковейших сценариев, не могла понять, почему его не понесло в сторону извращённой интеллектуальности. Разве у него не было амбиций? Разве слава Годара и Бергмана не стучала в его горячее сердце?
Стучала. Она всем стучит. Но не у всех есть горячее сердце. Поэтому слава Годара и Бергмана стучит режиссёрам в холодный мозг и мы получаем то, что получаем.
А у Бэзила явно имелось сердце нужной температуры. Но и холодный мозг тоже имелся. Он взял роман "The Strange Case of Mr. Pelham" Энтони Армстронга (1957 год) и снял невероятно литературный фильм, но снял его как кинематографист с горячим сердцем, который языку слов предпочитает язык движущихся образов.
Доступная мне суть дальнейших финтов и аллегорий разъяснена в первом же эпизоде, когда мистер Пэлхам, даром что имеет одутловатую хомячью морду...



...демонстрирует способность быть ещё тем живчиком. (Тень на лице актёра - не дефект освещения, а режиссёрский ход). Вот она, сексуальная революция на уровне консерваторов. Были импотентами, станут хозяевами жизни. А костюм тот же самый, и никто со стороны не догадается, просто мир вокруг станет ощутимо жёстче.


Tags: 1970-1979, британия рулит, двойники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments