Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Франциск. "Если хочешь быть совершенным"

Этот пост посвящается текущему мировому экономическому кризису и недавней премьере в России фильма Даррена Аронофски "Рестлер" с Микки Рурком в главной роли.

ФРАНЦИСК = Francesco: Биографическая драма-житие Франциска Ассизского.
Италия-ФРГ, 1989, цв.
Реж. Лилиана Кавани. Сценарий: Лилиана Кавани, Роберта Маццони. Композитор Вангелис. В ролях: Микки Рурк, Хелена Бонэм-Картер.

- Вы были богатые, сейчас вы бедные. Как вы устоите в мире, погрязшем во грехе?
- Следуя за Ним.

Фильм начинается как довольно предсказуемая сага о дауншифтере из Ассизи и его друзьях-соратниках. Сначала потрясённый жестокими картинами войны и человеческих страданий юноша-плейбой из состоятельной протобуржуазной семьи Франциск (собственно, Франческо) уходит жить к нищим. Затем несколько его ровесников поступают также.

С образованием их "братства" биографическая драма о Франциске начинает всё строже повторять сюжетные коллизии Евангелия. Крещение добровольцев, гонения, обвинения в тайной корысти непонятного свойства, внутренний раскол, письменное подведение итогов и создание учениками Церкви.

Итак, в то время, как Римская Церковь богатеет и приумножает власть и влияние, кучка добровольных бомжей увлекает за собою тысячи последователей проповедью новой формы служения христианским ценностям - получения радости от буквального претворения в жизнь всех евангельских максим.
"Дети с пустыми руками" и прочие яркие образы волнуют пылких юношей уже не только в Ассизи, даже не только в Италии, но и во Франции, в Германии, откуда к Франциску стекаются ученики. Соблазн превратиться в самодовольного гуру Франциск преодолевает, и до самого конца жизни его мучает сомнение в праве на интеллектуальное лидерство.

Разумеется, среди тысяч новообращённых быстро находятся те, кто не отличает духовную работу от духовного потребления. Находятся и желающие поруководить этими капризулями, стремящимися иметь комфорт даже в нищете. Что поделать, потребителей всегда больше, чем производителей, и потребителей надо как-то организовывать, чтобы они стремились потреблять преимущественно то, что производится по правильным рецептам.

Так наступает новый поворот в драматургии фильма. Начавшись как история личного духовного перерождения и продолжившись как история создания Церкви, далее "Франциск" проводит последовательную критику Церкви, уступившей давлению стяжателей. С одной стороны, это - вполне логичное и исторически достоверное предсказание грядущего протестантского движения. С другой стороны, Кавани даже не пытается скрыть аллюзии на современность.
По моему восприятию, речь шла о попытках лиц со светским мировоззрением вмешиваться в деятельность религиозной организации путём внедрения в её ряды. То есть во "Франциске" критикуется не сама идея объединения людей вокруг евангельской проповеди, а критикуется только толерантность к агрессивному искажению чистых основ.

Возможно, поэтомуВатикан включил "Франциска" в список из 45 рекомендуемых к обязательному просмотру художественных фильмов, составленный Папским Советом по общественным связям к столетию кинематографа.

АКСЕЛЬ Габриель. Пир Бабетты. Дания, 1987.
АТТЕНБОРО Ричард. Ганди. Великобритания-США-Индия, 1982.
БЕРГМАН Ингмар. Земляничная поляна. Швеция, 1957.
БЕРГМАН Ингмар. Седьмая печать. Швеция, 1956.
БУНЮЭЛЬ Луис. Назарин. Мексика, 1957.
ВИСКОНТИ Лукино. Леопард. Италия-Франция, 1963.
ГАНС Абель. Наполеон. Италия, 1927.
ГРИФФИТ Дэвид Уорк. Нетерпимость. США, 1916.
ДИСНЕЙ Уолт и др. Фантазия: М/ф. США, 1940.
ДРЕЙЕР Карл Теодор. Слово. Дания, 1955.
ДРЕЙЕР Карл Теодор. Страсти Жанны Д'Арк. Франция, 1927.
ЖОФФРЕ Роланд. Миссия. Великобритания, 1986.
ИЧИКАВА Кон. Бирманская арфа. Япония, 1956.
КАВАЛЬЕ Ален. Тереза. Франция, 1986.
КАВАНИ Лилиана. Франциск. Италия-Германия, 1989.
КАЗАН Элиа. В порту. США, 1954.
КАПРА Фрэнк. Эта замечательная жизнь. США, 1946.
КЕСЬЛЁВСКИЙ Кшиштоф. Декалог. Польша, 1987-1989.
КЛОШЕ Морис. Монсеньор Винсент. Франция, 1947.
КРИЧТОН Чарльз. Банда с Лавендер Хилл. Великобритания, 1951.
КУБРИК Стенли. 2001 год: космическая одиссея. Великобритания, 1968.
КУРОСАВА Акира. Дерсу Узала. Япония, 1974.
КЬЮКОР Джордж. Маленькие женщины. США, 1933.
ЛАНГ Фриц. Метрополис. Германия, 1926.
МАЛЬ Луи. До свидания, дети. Франция, 1987.
МУРНАУ Фридрих Вильгельм. Носферату, симфония ужаса. Германия, 1922.
НОНГЕ Люсьен, ЗЕККА Фердинанд. Жизнь и страсти Иисуса Христа. Франция, 1905.
ОЛЬМИ Эрманно. Дерево для башмаков. Италия-Франция, 1987.
ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло. Евангелие по Матфею. Франция-Италия, 1964.
РЕНУАР Жан. Великая иллюзия. Франция, 1937.
РОССЕЛЛИНИ Роберто. Рим - открытый город. Италия, 1945.
РОССЕЛЛИНИ Роберто. Франциск - менестрель божий. Италия, 1950.
СИКА Витторио де. Похитители велосипедов. Италия, 1948.
СПИЛБЕРГ Стивен. Список Шиндлера. США, 1993.
ТАРКОВСКИЙ Андрей. Андрей Рублев. СССР, 1966-1969.
ТАРКОВСКИЙ Андрей. Жертвоприношение. Швеция-Великобритания-Франция, 1986.
УАЙЛЕР Уильям. Бен-Гур. США, 1959.
УЭЛЛС Орсон. Гражданин Кейн. США, 1941.
ФЕЛЛИНИ Федерико. Восемь с половиной. Италия-Франция, 1962.
ФЕЛЛИНИ Федерико. Дорога. Италия, 1954.
ФЛЕМИНГ Виктор и др. Волшебник страны Оз. США, 1939.
ФОРД Джон. Дилижанс. США, 1939.
ХАДСОН Хью. Огненные колесницы. Великобритания, 1981.
ЦИННЕМАН Фред. Человек на все времена. Великобритания, 1966.
ЧАПЛИН Чарльз Спенсер. Новые времена. США, 1936.
 
Tags: 1980-1989, дух духовности духовитый, историческое кино, психологический психологизм
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Графический хоррор "Кортни Крамрин. Ночные твари"

    Гордо реял злобный вирус над седой равниной Балтийского моря. Но успевшей ещё раньше разумно накупить множество всяких комиксов было чем себя занять…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments