Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Недавно листала книгу

Перельштейн, Роман Максович (род. 1966). Видимый и невидимый мир в киноискусстве. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 206, [1] с. - (Humanitas). - 1000 экз.

Нельзя быть библиотекарем и не напарываться. Иногда против воли лицом к обложке сталкиваюсь с шедеврами киноведческой мысли. Обычно всё проходит безболезненно. Но не в этот раз.
Не спорю, таких на всю голову ударенных религией киноведов сейчас пруд пруди. Все привыкли, всем нормально. Сперва ничто не предвещало. Название как название. Роман Максович погрузился в тайны "видимого" и "невидимого", и я по наивности вознадеялась узнать что-нибудь новенькое о макросъёмках... скажем, про войны насекомых... тайны закутка под ногтем... как уменьшили Алису... ну такое... комбинированные съёмки человека в общении с его микробами.
Накося выкуси! В "видимом" при беглом пролистывании не разобралась, каюсь, зато во всех случаях "невидимого" Роман Максович диагностировал явление бога, ангелов и их коллег.
Ну, допустим. Духовная метасюжетика кинематографа имеет право на существование и исследование. В данном случае её трудно отличить от спиритической метасюжетики, но это мои личные трудности. Ангелы так ангелы, кишмя кишат.
И я стала водить пальцем по оглавлению в поисках того фильма Ларса нашего фон Т., где финальный колокольный звон сделал "невидимое" хотя бы слышимым.
Накося выкуси-2! Хитроумный Ларс не возбудил исследовательского азарта в Романе Максовиче. Ладно, думаю, а где же тогда кишат ангелы, если не в "Рассекая волны"? Опаньки! Крылатые соглядатаи уютно расположились в "Молчании Лорны" братьев Дарденн. Тут же для меня дело жизни Романа Максовича стало не академическим, а личным. Как раз "Молчанием Лорны" я была когда-то зверски изнасилована как образцом современного интеллектуального кинематографа, коим положено трепетно восхищаться.
И вот на странице 143 мне была приоткрыта истина о замысле Дарденнов: "Как выяснится впоследствии, физическое и духовное состояние Лорны имеет только одно объяснение - ангел коснулся ее своим крылом. ...Не только душа Лорны, окликнутая Богом, бросает взгляд на самое себя, но и мы, зрители фильма, имеем возможность увидеть невидимый мир, где нет зазора между Богом и душой".
Если вы тоже насиловали себя похождениями Лорны, то скорее предположите, что совестливая албанская авантюристка из полусельской местности, вероятнее, ликвидировала бы зазоры между своей душой и Аллахом, - при условии, что современная албанская мысль признаёт наличие души у женщин.
Я взбодрилась. Наметилась полемика экуменизма с исламом?
Накося выкуси-3! Последовала прямая ссылка на сочинение другого почтенного мыслителя:
Таулер Иоханн (ок.1300-1361). Царство Божие внутри нас : проповеди. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
Я вам скажу, немцы не зря претендовали на мировое господство. Вы по датам посмотрите, ещё книгопечатание не изобретено, а продвинутый мистик герр Таулер уже разобрался в метасюжетике кинематографа. Какие мощные умы. Были когда-то.
В общем, не там ангелы, где колокола звонят, а там, куда не поленился заглянуть духовно мятущийся Роман Максович, когда дорвался до Рутрекера и, комбинируя классический список must see с модными новинками, составил сборник своих текущих рецензий под видом проблемно-тематической монографии. У меня полфрендленты так могло бы, даже больше. Только мы тут в интернетах люди скромные.
Tags: дух духовности духовитый, книги о кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments