Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Пассажирка в кинозале (о фильме А. Мунка)

Пассажирка
Польша, 1963. Продолжительность 58 мин.
Реж. Анджей Мунк (умер во время съёмок), Витольд Лесевич (монтаж для показа отснятого материала публике).

На круизном лайнере немка Лиза, замужняя дама откуда-то из Аргентины, внезапно узнаёт в одной из пассажирок женщину из прошлого, некую полячку Марту. Лет десять назад Марта была заключённой в концлагере, а Лиза - её надсмотрщицей.
Лиза не может скрыть от мужа своё волнение, и ей приходится рассказать ему правду - как она выбрала Марту, чтобы сделать своей правой рукой, буфером между собой и заключёнными. Однажды Лиза даже спасла Марте жизнь. Но Марта своим упрямством и нежеланием идти на контакт всё равно погубила себя.
Разумеется, правда для мужа сильно отличается от тех фактов и чувств, которые Лиза хранит в своей памяти. В 1944г. между ней и Мартой развернулась самая настоящая дуэль характеров.
Лиза требовала полного подчинения, а Марта словно жила в другом мире, над которым Лиза была не властна. Марта смела любить заключённого Тадеуша и пользоваться взаимностью. Марта смела быть сама по себе. Быть счастлива сама по себе. Пила глотками малые капли своего счастья, и вызывала в Лизе жесточайшую зависть. Марта смела бороться и побеждать. Марта смела спокойно шагнуть навстречу неминуемой смерти.
Даже годы спустя Лиза остро переживает своё поражение.

Посмотрела 5 апреля и только сегодня, наконец, подобрала хоть какие-то слова, чтобы сформулировать, почему мне не понравился бы этот фильм и законченным, полностью отснятым и смонтированным под руководством Мунка.

Я не поняла, на каком именно конфликте держится фильм. Почему именно Марту во что бы то ни стало хочет сломить Лиза. То есть, если это фильм о каких-то механизмах фашистского давления, ломающих психику. 

Сама Лиза изначально фашистка, и ничего в ней не ломалось, а только расцветали пышным цветом подлинные свойства её характера. 
Марта изначально крепче стальной пружины, и у Лизы нет ничего, чем можно было бы сломить Марту. Лиза полагала, что приманкой может стать Тадеуш. Но, - неумеющая ничем жертвовать даже в мелочах, - самодовольная немка просто не способна понять, что для Марты есть вещи, стоящие над личным счастьем, и уж тем более над личным комфортом.

Возможно, Марта была выбрана Лизой как тот человек, моральный авторитет которого, в случае успеха дрессировки, послужит массовому подчинению заключённых. Тогда я не понимаю, как можно рассчитывать на сохранение морального авторитета отдрессированным у всех на глазах предателем.

Наблюдая, как одна женщина пытается непременно стать для другой женщины самым близким и необходимым человеком, мне оставалось только предположить в Лизе нереализованные лесбийские наклонности.
Но не может же "Пассажирка" быть рассказом о сексуальном влечении палачей к жертвам! Тем более, что ничего такого Лиза так и не проявила.

Возможно, это фильм об отсутствии раскаяния в палачах. Тогда, действительно, невозможно его оценить по достоинству без сцен на лайнере. 
 
Tags: 1960-1969, военное кино, польское кино, психологический психологизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments