Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

...ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила

Орудия смерти: Город костей / The Mortal Instruments: City of Bones (Германия-Канада, 2013, реж. Харольд Цварт)

vlcsnap-2016-03-06-17h46m48s51

Ещё одно фэнтези для отзеркаливания постпубертатных девчачьих самокопаний. Клэри Фрэй, юная жительница Нью-Йорка, знать не знала, что она "спящий агент" сил света и в закромах её памяти хранится важная информация о пропавшем Кубке Смерти, который позарез нужен всем, буквально всем, вплоть до самого мелкого демонишки. Стоило девушке себя случайно выдать, и всё заверте.

Заверте-то оно заверте, вот только логика происходящего не поддавалась однозначным трактовкам. И это было бы плюсом - если бы означало многогранность сюжетных пластов, а не суету авторов в желании создать базу для бессчисленного множества сиквелов, где заиграет каждая подробность, никак не выстрелившая в первой части.
Например, нам, зрителям, оставалось смотреть на пресловутый Кубок Смерти с примерно таким же обалдевшим видом, как это делает Клэри на скриншоте. Ну кубок, ну и что дальше? Ещё один макгаффин, от которого никакого людям толку. Чистое авторское хулиганство. Смеясь, нам в мозг своим кубком жахнула.

Фильм имеет в своей основе роман некоей журналистки, под псевдонимом Кассандры Клэр нашедшей себя в сочинении фанфиков (вот и про меня однажды кто-нибудь скажет: нашедшая себя в рецензировании всякого, гм, разного). На волне успеха книги Стефани Майер "Сумерки" (2005) ловкая Кассандра в 2007 году замутила конкурирующую сагу. Не мне её упрекать, экстенсивное разбрызгивание розовых соплей ничем не удержишь.
К сожалению, Кассандра, в отличие от "сумеречной" конкурентки, не томная красотка, так что в этот раз мне придётся толерантно затолкать обратно в глотку намёки на гламурных коровищ. Но от общей тенденции не отказываюсь. Где, где настоящие татуированные готессы, непримиримые к миру без паутины и ржавчины? Неужто ни одна из них не написала фанфик по мифам Ктулху и никто его не экранизировал? Мир юдоль гламура.

Ладно, буду работать с тем, что есть.
"Сумерки" (2008) и "Орудия смерти" (2013)? Думаю, сравнивать такие фильмы хороший спорт. Сердце не перегреешь, а руку набьёшь. Вот и персонажи "Орудий смерти" приготовились сразиться за ваше внимание. Итак, по пунктам.

vlcsnap-2016-03-06-17h21m15s67

I.
"Сумерки" (по крайней мере, в первой части) отличаются бытовой реалистичностью. Тамошние мистические существа даже при социопатическом поведении всё равно остаются внутри социума, хотя бы и в качестве хищных паразитов. Их не стопроцентная интегрированность в постиндустриальное общество объясняется только культурно-этнической маргинальностью, причём эта маргинальность не требует поиска мифопоэтических формулировок и вполне описывается обыденными моделями. Миролюбивая вампирская "семья" поведенчески оформлена как секта, члены которой опасаются нарушить духовную чистоту общением с иноверцами. Маленький будущий волчара занят изучением наследия предков для получения высокого статуса внутри своей социально изолированной этнической группы. Все они слушают маму, кушают кашу и прилично одеваются. То есть, не нужно быть ни вампиром, ни оборотнем, чтобы вести такой образ жизни, как у сумеречных персонажей, - правда, в их случае это вынужденный, а не добровольный выбор, а так-то они вполне социализированы и были бы рады "нормальной" человеческой жизни.

"Орудия смерти" - продукт эскапистско-байронический. Рисуешь на себе спец-руну и становишься невидимым для прочих горожан, да ещё и пользуешься управляемым искажением пространственного континуума. Хронологическое искажение проявляет себя в странном выборе костюмов, стилизованных под некое средневековье, неуместное посреди Нью-Йорка. Ничто из нашей с вами реальности не указ для фантазии автора, что хочет, то и воротит (но, по правде говоря, не так много новья Кассандра Клэр наворотила, чтоб в обморок от восторга падать).
В результате, если бы на каждого из персонажей существовало досье, то отдельной графой шла бы информация о порочащих связях с хомо сапиенсами. И снизу приписка: характер нордический, не женат. Стать "как все" для них было бы трагедией и травмирующим опытом.

vlcsnap-2016-03-06-16h39m59s155

Ну, разве что оборотни замаскировались под обычных байкеров - и то с той только целью, чтоб объяснить похвальную мобильность их боевого отряда, составленного преимущественно из суровых косматых мужиков предпенсионного возраста, традиционно идущих в расход без каких-либо сожалений со стороны зрителей.

vlcsnap-2016-03-06-18h17m50s225

II.
Масштабы мифологической отсебятины тоже стоит принять во внимание.
"Сумерки" держатся классических, устоявшихся концептов вампиров и оборотней.
"Орудия смерти" стараются играть в старую игру по новым правилам. И вот уже оборотни норовят жить в больших городах, вампиры ни разу не красавчики, а демоны не выносят математическую прогрессию тональных комбинаций, созданную И.-С. Бахом. Боюсь, у Кассандры Клэр в голове фестиваль сумбура. Оборотни-горожане?! Вампиры, не способные к обольщению?! Борьба с демонами не крестом и святой водой, а симфоническим концертом?! Да она еретичка, уважаю.
В интервью сия служительница эпигонских муз информировала заинтересованных лиц, что экранизация, цитирую, "рассказывает о древней касте Сумеречных охотников, которые призваны защищать жителей города Нью-Йорка от всякой нечисти". Ой, ну ладно, все древности мира сползаются в этот ваш Нью-Йорк, да...

III.
Третий пласт различий - в отношении к супергеройской избранности.
Изабелла Свон из "Сумерек" - обычнейшая школьница, предпочитающая общаться с супергероями.
Клэри Фрэй - супергероиня, нуждающаяся в компетентных группи.

vlcsnap-2016-03-06-18h21m10s179

Отсюда разница в выстраивании психологических мотиваций.
И "Сумерки", и "Орудия смерти" панорамируют по девичьим фантазиям о всемогущем и вездесущем мажоре-воздыхателе, не знающем ни усталости, ни пресыщенности в поклонении прекрасной деве. Но в первом случае у героини сохраняется "нормальная" биографическая канва с ясной перспективой учёба-работа-киндер-кирхен. Во втором случае героиня выламывается из "нормальной" жизни, фактически не имев её (если измерять в экранном хронометраже) и не видя, куда можно вернуться.

IV.
Ещё два пласта различий имеют не литературную природу, а диктуются средствами кинематографического воплощения.
Во-первых, отличается визуальное позиционирование объектов зрительского любования и самолюбования.
В "Сумерках" сексапил главгероини не доминирует: актриса Кристен Стюарт довольно тоща, слегка сутулится, глаза запавшие. На второплановых ролях полно других девчонок, и зрительницы вольны идентифицировать себя с любой из них: с разбитной сисястой блондинкой, изысканной хрупкой брюнеткой или одной из трёх красоток-вампирш, две из которых похожи на валькирий, а одна и вовсе полна анимешной няшности. Мальчиков же подобрали так, чтоб зрительницы всерьёз заинтересовались только двумя - и оба без ума от главгероини, само собой. Усматриваю в такой расстановке сил приятную вариативность,

В "Орудиях смерти" у главгероини конкуренток нет. Актриса хороша во всех ракурсах и не испортила ни один крупный план. Но для девчачьей самоидентификации Лили Коллинз дискомфортна, поскольку не слишком похожа на чьё-либо обычное отражение в зеркале.

vlcsnap-2016-03-06-17h25m08s102

Ну а единственную молодую актрису на роль второго плана в "Орудиях смерти" снимали так, чтоб она выглядела мужиковатой особой без женской манкости.

vlcsnap-2016-03-06-18h10m21s73

Взамен невозможному в данном случае выбору женского ролевого образца зрительницам предлагается сосредоточиться на аттракционе юных красавчиков, подобранных в таком разнообразии, что выкладывание скриншотов отняло бы слишком много моего ценного времени. Впрочем, самого красивого мальчика убили прямо в начале фильма. Большая потеря, я вам скажу!
Основная ставка сделана на блондина с рахитичным строением лица. Кстати, этот актёр и в "Сумерках" снимался, в роли аутичного второпланового вампирчика. Мальчик привлекателен только в определённых ракурсах и при определённом освещении, то есть с прочими красавчиками "Орудий смерти" конкурирует примерно на тех же условиях, на каких Кристен Стюарт в "Сумерках" конкурирует с прочими девчонками.

vlcsnap-2016-03-06-16h52m22s163

V.
Практически единственное, чем "Орудия смерти" могли бы реально уесть "Сумерки", - изобретательный визуал. В то время, как в "Сумерках" нечто красивое подаётся как нечто гламурное, в "Орудиях смерти" внезапно проскальзывает приятная сказочная технофантастика с дроблением кадра на мелкие детали для разглядывания.
При виде подобного всегда начинаю бубнить про Жёне и Каро, - просто потому, что остальных мастеров современный зритель знает ещё хуже. Да и я хуже знаю, чего уж там.

vlcsnap-2016-03-06-16h46m27s192

vlcsnap-2016-03-06-17h36m06s26

Резюме:
С точки зрения полезности для общего тонуса и духовного самопереразвития, должна признать, "Сумерки" выгоднее. Они сюжетно прозрачны и аппелируют к более широкому (более универсальному?) социокультурному контексту. Выпороть автора диалогов, и цены бы "Сумеркам" не было.
Вот такое моё скромное мнение. Всех пороть.
Tags: 2010-2019, вампиры в кино, детское кино, канадское кино, мистика пубертата, оборотни в кино, спящий агент, фэнтези
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments