Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Пропорции и диспропорции (о фильме Джека Арнолда)

НЕВЕРОЯТНО УМЕНЬШАЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК = The Incredible Shrinking Man
Философско-фантастическая драма
США, 1957, ч/б, 81 мин. Страница на IMDb
Реж. Джек Арнолд (Jack Arnold; 1916-1992).
В главной роли Грант Уильямс (Grant Williams; 1930-1985).

Благополучный средний американец Скотт Кэри подвергся непонятному радиоактивному воздействию, вследствие чего начал необратимо уменьшаться. Спокойный голос Скотта за кадром рассказывает о течении его странной болезни - от первого беспокойства из-за ставших мешковатыми брюк и до достижения комариной величины.

Такой фильм требует, конечно, отдельного подробного рассказа. Поэтому я только так, пунктирчиком набросаю.

1) Фильм поразительно серьёзен. Сделать из сюжета о парне, сбежавшем от своего любимого пятнистого кота, нечто большее, чем приключенческое развлекалово, - такого я от американцев никак не ожидала! Могут ведь, могут, когда захотят.

2) Прослежены все стадии социальной "деградации" героя:
- СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА, боязнь выпасть из общества. Целый час экранного времени Скотту мучительно стыдно быть не таким, как все. При одной мысли о своей беде он становится агрессивным нытиком. Пропорционально уменьшаясь физически, Скотт страшится пропорционального уменьшения не только своих социальных прав и благ, но и своего общего права считаться человеком и пользоваться любовью и уважением в этом качестве.
- БОРЬБА за выживание. Когда происходит вынужденное возвращение к быту и бытию пещерного человека, Скотт обнаруживает, что его тяга к жизни не зависит от размера обуви.
- САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - осознание себя самостоятельной, не зависящей от общества единицей. Скотт перестаёт измерять свою успешность социальными категориями и даже использует такое слово, как "смирение". Для Бога нет ноля, решает Скотт, и готовится шагнуть из микромира в наномир без надежды (и без внутренней потребности?) вернуться обратно.
И это я ещё только пунктиром!
Изумительный по своей последовательности пример философии дауншифтинга на киноэкране.

3) Актёр, выбранный на главную роль, откровенно порадовал. Да, наверное, и сам радовался, когда прочёл сценарий. Нечасто красавчикам даётся шанс в истории о схватках с пауком проявить драматический талант.
Грант Уильямс смотрелся отлично и в качестве положительного парня из соседнего коттеджа, и в качестве депрессивного амбулаторного пациента, и в качестве испуганного, голодного, отчаянного крошки-потеряшки.

4) Визуальная составляющая фильма заслуживает отдельной похвалы.
Комбинированные съёмки, без которых "Невероятно уменьшающийся человек" просто не состоялся бы, смотрятся во многих эпизодах на редкость достоверно.
Реквизит "большого" мира (сначала "большая" мебель, затем "большие" булавки и спички), интерьер "соразмерного" кукольного домика, - всё безупречно, нет ощущения картонности. В смысле, в кукольном домике всё как раз именно так картонно, как требуется. 
Животные включены в кадр именно так, как это и следовало сделать, без скидок на трудности дрессуры.
Паук эффектен, вот бы на большом экране увидеть. А если на экране действительно предстали результаты микросъёмки живого паука - то отдельные аплодисменты и актёру-пауку. Красавец!
 
Tags: 1950-1959, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments