Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Печальный зритель "Третьего человека"

ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК
Великобритания, 1949. Реж. Кэрол Рид.

Мне задали простой вопрос - почему я не люблю "Третьего человека" Кэрола Рида? Пришлось посмотреть второй раз. Да - всё верно, не люблю, и послевкусия не осталось, только неприятный осадок.

Детективная линия повергла меня в хаос сомнений. Зачем, ну зачем Гарри Лайм позвал в Вену малоизвестного сочинителя вестернов, не имеющего надежды на жизненный успех. А писатель и рад за океан метнуться, где о его фиаско ещё не всем известно. И это в такие-то годы! не мальчик, чай! пора бы уже на кусок хлеба уметь зарабатывать.
И вот вокруг Холли пляшут танец смерти разнообразные персонажи. И по всей Вене даже за ним гоняются, рискуя попортить обувь на каменно-песчаных осыпях местных развалин. На кой он им сдался всем?! По его паспорту Гарри собирался смыться из города - единственная версия, какая пришла на ум. Слабенькая версия, но других у меня всё равно нет.

Не понимаю, зачем мне К.Рид показал этих людей. Ну, разве что следователь Кэллоуэй симпатичен (впервые в жизни симпатичен мужчина с тараканьими усиками!), и его добродушный здоровяк-помощник в берете, и бодрый старикан-консьерж.

Писатель Холли, актриска Анна, деляга Гарри - глаза бы мои их не видели. От таких людей - всё мировое зло.

Гарри. Без комментариев. Когда его пятерни, как сорная трава, пытались пробиться сквозь решётку водостока, - как же я мечтала о маленьком, шипованном, своевременном колесе, проехавшемся бы по торчащим пальцам! Пару раз - туда и обратно, чтоб мне стало легче.
За кошку, кстати, обидно. Якобы кошка очень привязанна к Гарри. Не верю! Кошки вовсе не такие дуры, чтоб связываться с нервными подонками. Кошек манят респектабельность и уют.

Холли. Теоретически совесть следствия и человек ниоткуда, без прошлого. На самом деле - пустое место. Даже своей профессиональной области не знает, и на лекции опозорился. Не можешь отвечать на вопросы о Джойсе (а кто упрекает? я бы тоже не смогла!) - перехватывай инициативу, рассказывай публике байки, иди в наступление, будь мужчиной, а не блеющей тряпкой. Увы, это не про нашего героя Холли.
Человек-разочарование. За душой ни гроша, так собрался ловко поступить на содержание к гулящей даме. Тьфу.
Ладно, что писателишка суёт свой нос в чужие дела, - у него как бы есть благородная задача обелить честное имя погибшего друга юности (а вовсе не нежелание вернуться на родину и там немножко физически поработать, вместо писания никому ненужных книжонок, которыми он не смог прокормиться). За друга юности, конечно, положено заступаться, даже если ты его почти ...дцать лет не видел.
Правда, почему Холли предпочитает обелять покойника за счёт консьержа... кто бы мне объяснил. Хоть бы вполслова дал понять, что ему неловко, как всё с консьержем в итоге получилось, - так нет же, спасите Анну! Анну спасите! Кретин, к тому же эгоистичный. Анна шипит сквозь зубы "Холли", явно имея в виду "Святоша", но какой он святоша? Кому помог, кому посочувствовал?

Психопатка Анна. Она знала про раненых и детей с менингитом, она всё обо всём знала. Она на эти деньги жила, на свою шлюшечную долю от 70 фунтов, и отрабатывала эту долю. Как подумаю, что это из-за фройлен Шмид погиб английский симпатяга в берете... в то время, как детоубийцу можно было взять без шума и пыли, не вмешайся она со своей великой любовью.
И все, все мужики стремятся ей помогать! Видите ли, жалко им её, бедняжку. Фифу с несминаемой укладкой, живущую в отдельной квартире, спящую в шёлковой пижаме, принимающую подарки от иностранцев. Обрыдаться от жалости, ага.
Даже не хочу повторять, каким словом я Анну мысленно окрестила во время просмотра. Возможно, моя мама до сих пор уверена, что я не употребляю таких слов:)

Вена. Город, похожий на каменный холм, угвазданный кротовьими норами. Отвалам кротовьих норок подобны и дома, и лестницы, и булыжные бугорки мостовых. Лестницы вверх-вниз. Коробки домов с гроздьями лепнины. Мощёные булыжником улицы без единой травинки, куда ни глянь. Имхо, такая Вена - место, где живым людям вообще делать нечего.
Ну, правильно, показан один-единственный здоровый ребёнок на всю Вену, и тот какой-то малохольный, с улыбочкой зверёныша. Да, и с жутким мячиком, которым словно хочет залепить Холли в спину (жаль, не залепил). Наверное, отсюда Марио Бава взял свою жуткую девочку-привидение для "Убей, крошка, убей!".

Да, кино не обязано быть весёлым. Не обязано развлекать. Не обязано быть приятным и комфортным.
Но и любить его - себя не заставишь. Просто иногда любишь, а иногда нет.
Почему я не люблю "Третьего человека"? Потому что Кэллоуэй снисходителен к "любви" писателя, снисходителен к мерзавке в женском облике, которая выкрутилась из ситуации, когда ей как минимум следовало впаять "недонесение". Или мне предлагают забыть, что Гарри не колготками спекулировал, а чужими жизнями?
Не за то не люблю, что в итоге положительных героев не остаётся. А за то, что не верю в поведение Кэллоуэя. Допускаю, что именно в этом и есть самый смак. Но не для меня. Ни разу не встречала человека, который отличался бы такой непоследовательностью. Хорошие люди не меняются, как и плохие.

Не знаю, как следует воспринять рассуждение Гарри о "точках", когда в фокусе объектива передвигаются не "точки", а вполне различимые человеческие фигурки. То есть реплика Гарри опровергнута уже самим изображением на экране. Не так высоко Гарри вознёсся, чтобы не различать отдельных людей.
Может, тем самым Кэрол Рид (и Грэм Грин, с творчеством которого я слабо знакома) уже в 1949г. развенчал все те пафосные логические конструкции, на которых строятся подростковые кинокомиксы про "завоевание всего мира"? Вряд ли это ценность и заслуга, переспорить таких оппонентов, как кинозрители, всерьёз обсуждающие знаковый характер человека-пингвина...

В сухом остатке - технические достоинства фильма. Из каковых нюансы освещения исключаю сразу - не нравятся, и всё тут. Яркий павильонный свет, терпеть его не могу.
И остаются только движения камеры, и монтаж, и музыкальный фон. Эти хороши, спорить не стану. Но не настолько, чтобы влюбиться в "Третьего человека". 

UPD: Решительная апология "Третьего человека", примирившая меня с усмотренными противоречиями, изложена мною же вот тут по этой ссылке.
Tags: 1940-1949
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments