Например, вбиваю в электронный каталог данные с пожелтевшего титульного листа и это всего лишь псевдоним Дарвалдай и заглавие "Советская репка", а хочется подробностей.
Читаю по диагонали. Капитал, Разруха, Саботаж, Контрреволюция и прочие персонажи рассказывают стихами, чего они хотят и о чём беспокоятся. Упоминается СССР, вредить которому их основная цель. Понятно, агитпьеса 1920-х годов. На этом можно бы остановиться: у нас, библиотекарей, для неточной датировки есть стандартная форма в библиографическом описании - [192-?].
Но тут упираюсь глазами в фамилии Гинденбург, Вандервельде и Цанков. Все трое аж кушать не могут, как хотят напакостить невинным советским гражданам. Лезу в поисковик. Бинго! Единственный год, когда все трое одновременно являлись фигурами в европейской политике - 1925. Гинденбург и Вандервельде в 1925 только заняли свои высокие должности, а Цанков подал в отставку в начале января 1926.
Значит, "Советская репка" 1925 года. Как бы и фиг с ней, но для нужд контент-анализа историкам и культурологам такие вещи ценны.
К сожалению, даже довольно подробная фактология иногда не помогает датировать текст. В литмонтаже "Красная Армия - армия мира", составленном "по произведениям Вс. Вишневского, Михайлова, Познер,Рейзин, Сельвинского и Сталина" упоминаются подписание протокола по линии пакта Келлога с Польшей, Румынией и Литвой, подписание протокола о продлении действия договора с Турцией о дружбе и нейтралитете. Изнасиловала все поисковики, дальше 1930-х не продвинулась. Охотно рассмотрю любые версии.
Ещё, бывает, авторы пьес через диалоги персонажей проговаривают, сколько лет прошло от каких-то конкретных дат и событий.
Например, дезертир прикинулся демобилизованным и забрёл в парикмахерскую, чтоб уболтать и обаять парикмахершу видами на услуги чёрного рынка в обмен на временную прописку. Та оказалась орденоносицей, проявила бдительность, вызвала милицию. Я всё внимательно прочла. Дезертир сказал, что ему 35 лет, а милиционер научно установил по паспорту, что он 1911 года рождения. Одиннадцать плюс тридцать пять - пьеса 1946 года.
А вот посложнее. Пьеса заинвентаризирована в 1954 году. Согласно ремарке, "действие происходит в Ленинграде в наши дни". Уже легче, круг дат сузился до 1924-1954 годов. По сюжету, дочь эстрадного куплетиста предпочла стать токарем на заводе, а не женой-домохозяйкой при успешном артисте оперетты. Гм, слишком универсальная тематика. Вчитываюсь. О, кое-что есть: двадцатитрёхлетний персонаж упоминает "фронтового" приятеля. Словоупотребление 1940-х. Остаётся подсчитать, в какое послевоенное время двадцатитрёхлетние мужчины могли называть себя фронтовиками. Примерно 1945-1950.
Или вот такой вариант: прошло 11 лет от момента знакомства героев на гражданской войне, где они оба пробыли 2 года до поступления в вуз. Значит, нужна такая дата, куда впишутся девять мирных лет после двух лет гражданской войны, плюс успеть написать про это пьесу. Наверное, где-то приблизительно 1931 год.
Само собой, встречаются и сложные комплексные квесты, когда нужно учесть сразу несколько фактов. Евгения Руссат (1885-1934) написала пьесу "Скандал в эфире", на обертке экземпляра есть надпись "Репертуар Театра Дома печати". Пьеска ещё та, я вам скажу, эротомания знатная. В целом очень похоже на приключенческие немые фильмы - роковая красотка, мчащийся автомобиль... Невеста немецкого депутата-коммуниста Бруно Баха провернула операцию по соблазнению и похищению редактора авторитетной социал-демократической газеты Штурма-фон-Шторма, чтобы не допустить его к выступлению по радио перед выборами. В отсутствие оппонента по радио триумфально выступил её драгоценный Бруно. По-моему, в этой ситуации Бруно выглядит не победителем, а лошарой, но мне нужна только дата. Так, автор умерла в 1934, а пьеса имеет следы текстуальной правки, значит не посмертная перепечатка. Когда же, ах когда до 1934 года в СССР могли переживать, что на выборах парни из СДПГ обходят коммунистов? Роюсь в поисковике. Ага, в 1933 году Гитлер запретил называть белыми и пушистыми кого-либо, кроме самого Гитлера, и послал социал-демократов лесом, а те ещё в 1924 году сварганили политический союз Рейхсбаннер, чтоб давать отлуп коммунистам. Следовательно, круг дат сужается до 1924-1933. И только тут мне пришло в голову порыться в теме Театра Дома печати. Создан в Ленинграде в начале 1926 года Игорем Терентьевым, работал до отъезда Терентьева в Москву в 1928, в 1929 сделана попытка реанимировать театр в Москве в виде Театра эстрадных обозрений. Но Евгения Руссат ленинградский автор, Москву я бы в расчёт не брала. Значит, даты сужаются до 1926-1928. Ну вот, думаю, нафиг читала про этих дурацких немцев, лучше б сразу почитала про наш театр.