Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Дело для начинающего Гулливера

Дело для начинающего палача / Případ pro začínajícího kata / Case for a Rookie Hangman (ЧССР, 1969, реж. и сценарист Павел Юрачек)

Никогда не пыталась прочесть "Путешествия Гулливера": когда во мне проснулся интерес к прозе 18 века, Свифт тут же проиграл в конкурентной борьбе маркизу де Саду.
К счастью, википедия, неоценимый источник мудрости, просветила целым абзацем информации к размышлению. Знающие люди настаивают, что Гулливер сначала прибыл на летающий остров Лапута, заселённый лишённой практической хватки интеллектуальной и политической элитой, а потом уже спустился к плебсу в терзаемую псевдоинтеллектуальными профанами страну Бальнибарби. Но что произошло бы, навести Гулливер плебс и элиту в обратном порядке и уже в 20 веке? Именно этот эксперимент поставил автор, чей замысел вызревал в начале-середине 1960-х, т.е. в годы наивысшего расцвета альтернативного чешского социализма, и получил своё завершение на фоне психологического стресса от насильственного краха общенациональных надежд.

Хотя в интернетах врут, что "Дело..." почти не имеет сюжета, здесь есть и сюжет, и метасюжет.
Некий пан Гулливер видит во сне-полукошмаре своё незапланированное путешествие в страну Бальнибарби, обычаев которой он не понимает и постоянно вляпывается в неприятности. Жители Бальнибарби в целом равнодушны к визиту иностранца, зато очень озабочены потерей связи с летающим островом Лапута, а остров этот служит причиной регулярных экологических бедствий, заслоняя бальнибарбийцам солнце. Представившийся Гулливеру случай навестить лапутян многое прояснил.
На уровне метасюжета всё в целом, само собой, путешествие по травмам коллективного бессознательного, да и чем же ещё может быть такой фильм.

Сновидческая сюрреалистическая драма, задумывалась ли она Юрачеком как социально-политическая сатира? В первую очередь в фильме поражают внутрикадровый и межкадровый монтаж, сбивающий с толку и нарушающий причинно-следственные связи физического мира. Страшно представить, как широко развернулся бы кинокритик-гностик на этом материале!

1 vlcsnap-2016-06-06-12h57m16s23

Тем не менее, приметы конкретной реальности аккуратно включены в кадр зловещими символами где-то на периферии. Например, на нижеследующем скриншоте слева видна картинка-плакат с проповедующим пролетарием или кем-то вроде того. Оба скриншота сняты с эпизодов в еженедельный день молчания - таким способом жители Бальнибарби экономят воздух. Не так и нелепо, на самом деле, потому что, согласитесь, сложно назвать хотя бы пару отличий от реально существующего израильского шаббата. Похоже, Юрачек вовсе не стремился создать фильм о распаде здравого смысла в волосатых лапах советского режима. Он копал глубже, и "Дело..." полно отсылок к универсальным проблемам цивилизации европейского типа в постиндустриальной стадии, а может и ещё более универсальным. Наверняка полно! эх, если б я ещё и умела их увидеть...

4 vlcsnap-2016-06-06-13h03m50s118

Это мир, где отдельный индивидуум не управляет своей жизнью, принуждаемый следовать внешним правилам, смысл и ценность которых утеряны уже и теми, кто настаивает на выполнении правил. Испуганные граждане Бальнибарби не могут понять, чем можно заменить выхолощенное содержание внутри распадающейся формы, и никакие мудрецы Лапуты не берутся им подсказать, да и где они, эти мудрецы, один заяц в бархатном костюмчике на всё про всё оставался. Предоставленные самим себе, бальнибарбийцы не замечают политического шанса и готовы заново переподчиниться небольшой местной диктатуре. Вот уже и палач готов к дебюту, и новый вождь заложил кисть руки за лацкан. Не пора ли проснуться.

2 5
Tags: 1960-1969, арт-кино, политика в кино, сюрреализм, чешское кино
Subscribe

  • Об эмоциональных аспектах современной российской ютуб-журналистики

    Вступив в партию невключающих телевизор, рано или поздно примыкаешь и к партии смотрящих публицистический Ютуб. Когда собственные ютуб-каналы…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Не в кобылу корм

    Кстати, всё-таки досмотрела аниме-сериал "Евангелион". Легче не стало. Ничего не поняла, желание понимать не возникло, к финалу мёрла со…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Об эмоциональных аспектах современной российской ютуб-журналистики

    Вступив в партию невключающих телевизор, рано или поздно примыкаешь и к партии смотрящих публицистический Ютуб. Когда собственные ютуб-каналы…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • Не в кобылу корм

    Кстати, всё-таки досмотрела аниме-сериал "Евангелион". Легче не стало. Ничего не поняла, желание понимать не возникло, к финалу мёрла со…