?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Президент Линкольн: Охотник на вампиров / Abraham Lincoln: Vampire Hunter (США, 2012)
Охотятся и охотятся, спасу нет. Тут надо понимать и вертеть ухом в оба рыла, а то оно так закрутится, как бы чего не вышло. Но гляньте-ка, режиссёр Тимур Бекмамбетов, продюсер Тим Бёртон, и это как-то располагает.

Сценаристом значится Сет Грэм-Смит, беллетрист 1976 года рождения, он же автор литературной основы данной экранизации и (полу)автор "Гордости и предубеждения и зомби". Судя по фильмографии, впервые Сету удалось с экрана изнасиловать затхлые представления обывателей о разумности в 22 года. Так держать, Сет! мир благодарен тебе за зомбей в романе Джейн Остин! Сейчас Сет, засучив рукава, пашет над сиквелом "Битлджуса", что само по себе неожиданно. От вампиров и зомбей логичнее было бы перейти к третьему феномену физического мира, оборотням. Ан нет, Сета понесло в область спиритуалистики. Тьфу-тьфу, не сглазить бы, дело ответственное. Волнуюсь.

По данным Кинопоиск.ру, президент Авраам Линкольн 1809 года рождения - американский киносценарист (три реализованных сценария), 56 лет, водолей, однажды поучаствовал в киносъёмках в качестве актёра (сыграл самого себя). Традиционно большее доверие вызывает источник национальной фильмографии США - IMDb, там Авраам автор пяти сценариев и одного саундтрека, а актёром ни разу не был. На персональной страничке Авраама в IMDb есть Message Boards, и юзер jpw990 интересуется, мог бы Авраам надрать задницу Джорджу Вашингтону. Уж не знаю, что ответит Авраам. Мои представления об истории кинематографа теперь никогда не будут прежними.

Так что же с Авраамом и его вампирами? Плодотворен ли оказался их союз?
Вампиры намеревались стать политическими хозяевами США, потому что уж очень им понравился рабовладельческий строй, где каждый белый парень с деньгами становился во главе пищевой цепочки. Я скисла уже на этом этапе, потому что не заметила в фильме следов профилактики рабовладельцами негритянского вампиризма. Могу ошибаться, но в выстраивании пищевых цепочек белых вампиров расово чуждый вампиризм слишком уж мощный фактор риска, разве нет? Странно, но авторы продолжали настаивать на том, что сюжетообразующий конфликт - не обделённость рабов правом на участие в практиках доминантов, а манера вампиров без жалости убивать любого, кого захотят, с последующим выводом о справедливости прилетающей к ним обратки. В общем, не нужно быть вампиром, чтоб стать убийцей, но нужно быть белым, чтоб стать вампиром, - расистской попсой так и веяло от базовых установок фабулы.
Тем временем, юный Авраам обзавёлся фитнес-тренером, глубоко изучил феномен кровососного паразитирования и наловчился делать вампирам секир башка топором дровосека.

vlcsnap-2016-06-08-16h17m00s58 vlcsnap-2016-06-08-17h10m11s228

Казалось бы, на этом и успокойся, дел по горло, вампиры кишмя кишат.
- Нет! - воскликнул гордый Авраам. - Я должен взорвать систему изнутри!
И он подался в президенты и взорвал систему. Вампиры обиделись, то-сё, слово за слово, гражданская война, паровозы летали, как птицы.
Правда победила, и негры тут же получили конституционное право тоже становиться вампирами, а других прав никаких не получили.
Мда. Всё-таки Сет, Тимур и Тим могли бы и поглубже копнуть. Что-то мне подсказывает, чаяния негритянского населения состояли в чём-то другом, а не в праве на дальнейшую маргинализацию.

vlcsnap-2016-06-08-17h10m23s90 vlcsnap-2016-06-08-17h10m55s155

Смех смехом, но усилия кинематографистов в деле мифологизации истории США берут своё если не качеством, то количеством. Пока искала выходные данные Авраама против вампиров, попался какой-то Авраам Линкольн против зомби / Abraham Lincoln vs. Zombies (США, 2012, реж. Ричард Шенкман) - видеофильм с бюджетом 150.000 долларов и наверняка паразитировавший на рекламе фильма Бекмамбетова. Кипит, кипит мифотворческая мысль, зудёж во всех местах. Но, по-моему, промахиваются. Ясное же дело, Авраам был оборотнем, - так-то белый, но в полную луну негр, - как тут не воспылать яркими чувствами к рабовладельцам.

На этих примерах мы видим, что попытки вживить готовую универсальную образность в уникальный исторический контекст не всегда срабатывают. Делая фильм о совместной битве людей всех рас за социальное равенство, Бекмамбетов умудрился поставить расистское зрелище, в котором толпы белых пассионариев ниспослали блага безвольным чёрным страдальцам, среди которых нашёлся всего один-единственный боеспособный активист.

Помнится, произвёл на меня некоторое впечатление другой опыт прививки исторических концептов к жанровому кино - Серый рыцарь / Пропавший отряд / The Killing Box (США, 1992, реж. Джордж Хикенлупер), где зомби-южане собрали войско против северян, но потерпели закономерный крах, потому что магическая сила белых расистов питалась из древнего источника, расположенного в Чёрной Африке. Задумано интересно, но не сдерживаемая автором интеллектуальная изощрённость лишила военную зомби-мистику свойства быть очаровывающей и вышибла из списка потенциальных хитов.

Да и вообще, у американцев уже сложилась собственная историческая мифология с ковбоями, шерифами, серыми против синих и переселенцами верхом на урагане. По этой причине более интересными кажутся эксперименты в области создания наново не исторической, а собственно сказочной мифологии США.
Переселенцы, конечно, ввезли на новую родину старый фольклор, но европейские садовые гномики так и не выбрались за пределы своих американских заборов. Никто не огорчился, кинематографисты обошлись осквернёнными индейскими кладбищами, заповедными чащобами, ползучими гадами, чёрной биоэнергетикой сектантства, "страшными местными" и прочими аутентичными подручными средствами.

Страшные киносказки о США чрезвычайно разнообразны, но, как правило, претендуют на универсальность и в виде ремейка могут быть перенесены в любую страну. Скажем, "Чернокнижник", "Эдвард руки-ножницы" и "Тыквоголовый" вполне уютно чувствовали бы себя где-нибудь в Великобритании, Бельгии или Венгрии, а то и в Гонконге. (Засомневалась было в "Тыквоголовом", но подумала, что вызвать монстра мщения помогли бы раскопки на местах языческих капищ).

Поэтому большее любопытство вызывают те сказки, которые рождались из уникальных травм коллективного бессознательного. В мой активный фонд входят, навскидку, Глаза огня / Eyes of Fire (США, 1983, реж. и сценарист Avery Crounse), Людоед / Ravenous (Чехия-Великобритания-США, 1999, реж. Антония Бёрд) и Дом Ханны / Hannah House (США, 2002, реж. Чад Смит и Макс Смит). В основу этих трёх фильмов лёг незалеченный страх перед апокалиптическим видением того, как горе-цивилизаторы тают внутри бескрайних пространств, отвечающих агрессией на распашку и индустриальное поругание девственных земель.

Да, но каждой теме по своему фильму, так почему же я считаю, скажем, "Людоеда" высококлассным кино, а "Президента Линкольна" проходняком, спросите вы.
"Людоед" - социальная философия, моделирует большое в малом. Там группка людоедов, фильтрующая входящий ручеёк переселенцев, это мини-модель людоедской по своему характеру и предназначению сети форпостов цивилизации, сквозь которые доверчиво прёт навстречу смертельным опасностям людское стадо из Европы.
"Президент Линкольн" - попса, моделирует малое в большом. Достигший почти материковых масштабов конфликт мировоззрений и экономических моделей здесь сужен до личного конфликта двух вампиров и одного президента. Лев Толстой, чрезвычайно успешный и востребованный киносценарист, а иногда и актёр (играет самого себя), не одобрил бы такой подход и влупил Сету, Тимуру и Тиму в лобешники дубиной народного гнева.

В любом случае, выражение исторических и политических концептов через мифопоэтические метафоры - это внутренний процесс искусства, а не только торговля ходовыми брендами. Столь заметный тренд нашей современности волнует уже и отечественных кинематографистов. Так, в кукольном мультфильме "Капитанская дочка" (Россия, 2005, реж. Екатерина Михайлова) Емельян Пугачёв и его войско предстали оборотнями-волками, а один из парней свиты самозванца вообще являлся живой мумией, весьма злобной.

vlcsnap-2013-07-20-19h33m20s4 vlcsnap-2013-07-20-19h50m05s59

vlcsnap-2013-07-20-19h52m04s222 vlcsnap-2013-07-21-10h53m28s186

P.S.: Волшебно сохранный Ильич и его буквальная близость к Кремлю волнуют умы уже не первое десятилетие, но пока что кинематографическая рефлексия не дала высоких образцов.

Tags: , , , , , , , ,

19 comments or Leave a comment
Comments
mi24a From: mi24a Date: June 12th, 2016 01:55 pm (UTC) (Link)
спасибо большое. Вы сделали мне вечер)))
adzhaya From: adzhaya Date: June 12th, 2016 02:01 pm (UTC) (Link)
Всегда пожалуйста!:)
murzillo From: murzillo Date: June 13th, 2016 06:27 am (UTC) (Link)
блин, надо уже до людоеда добраться.
adzhaya From: adzhaya Date: June 13th, 2016 07:49 am (UTC) (Link)
А я всё никак не могу добраться до новеллы "Вашингтонцы" из второго сезона "Мастеров ужасов". Там как раз экранизирована легенда о том, что отцы-основатели были каннибалами.
murzillo From: murzillo Date: June 13th, 2016 08:12 am (UTC) (Link)
кстати про мэшапы, а ты Ковбои против пришельцев разбирала?
adzhaya From: adzhaya Date: June 13th, 2016 08:15 am (UTC) (Link)
Увы, мне не нашлось, что умного сказать про ковбоев, отделалась темой красивых мальчиков - http://adzhaya.livejournal.com/703316.html
arlienn From: arlienn Date: June 13th, 2016 10:54 pm (UTC) (Link)
И мне. Лежит, пылится.
ersi13 From: ersi13 Date: June 13th, 2016 08:16 am (UTC) (Link)
>> Ясное же дело, Авраам был оборотнем, - так-то белый, но в полную луну негр, - как тут не воспылать яркими чувствами к рабовладельцам.
Ахах, шедевральная фраза!

А фильм, при всей моей любви к подобным кинчикам, как-то так себе
adzhaya From: adzhaya Date: June 13th, 2016 08:26 am (UTC) (Link)
Как-то у меня от этого фильма ничего в моторной памяти не осталось. Одноразовый продукт, увы.
ersi13 From: ersi13 Date: June 13th, 2016 08:42 am (UTC) (Link)
Ага, и у меня тоже всё размыто)
balahnina From: balahnina Date: June 13th, 2016 02:13 pm (UTC) (Link)
о. Тот еще фильмец.
Получила полный негатив, что со мной бывает весьма редко, при просмотре.
adzhaya From: adzhaya Date: June 13th, 2016 03:15 pm (UTC) (Link)
Гложет тихая печаль. Такие удачные исходные данные, вампирский каннибализм хорошо ложится в тему рабовладения и крепостного права. Но пока что так себе результаты у творческих деятелей.
balahnina From: balahnina Date: June 13th, 2016 03:22 pm (UTC) (Link)
да.
Результаты совсем не балуют
dfs_76 From: dfs_76 Date: June 14th, 2016 11:33 am (UTC) (Link)
Переселенцы, конечно, ввезли на новую родину старый фольклор, но европейские садовые гномики так и не выбрались за пределы своих заборов
==========
Спорное утверждение. Эдгар По вон вполне англо-готический, и его экранизации, того же Формана к примеру - соответственно тоже.
В этом смысле меня в свое время попапвшийся ужасник 30-х годов "Белый зомби" повеселил тем, что тамошний Барон Суббота (или кто там на Гаити из нечисти?) - вылитый европейский Дракула, и в исполнении того же Лугоши, и в готическом замке живёт, разве что жертв своих не просто высасывает, а еще, гад, работать заставляет.
adzhaya From: adzhaya Date: June 14th, 2016 11:55 am (UTC) (Link)
Требую пояснений по экранизациям Формана! В смысле, что за Форман?
dfs_76 From: dfs_76 Date: June 14th, 2016 11:59 am (UTC) (Link)
Требую пояснений по экранизациям Формана!
==========
Что ж, вполне закономерное требование - Кормана, разумеется. :(
adzhaya From: adzhaya Date: June 14th, 2016 12:14 pm (UTC) (Link)
Уфф, расслабилась. Я так и подумала, что, наверное, опечатка.
dfs_76 From: dfs_76 Date: June 14th, 2016 11:36 am (UTC) (Link)
Волшебно сохранный Ильич и его буквальная близость к Кремлю волнуют умы уже не первое десятилетие, но пока что кинематографическая рефлексия не дала высоких образцов
=========
Ну высоких не высоких, а киноэксперименты в этом направлении ведутся

adzhaya From: adzhaya Date: June 14th, 2016 11:53 am (UTC) (Link)
Лучше подожду, пока количество перейдёт в качество.
19 comments or Leave a comment