Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Президент Линкольн: Охотник на вампиров / Abraham Lincoln: Vampire Hunter (США, 2012)

Охотятся и охотятся, спасу нет. Тут надо понимать и вертеть ухом в оба рыла, а то оно так закрутится, как бы чего не вышло. Но гляньте-ка, режиссёр Тимур Бекмамбетов, продюсер Тим Бёртон, и это как-то располагает.

Сценаристом значится Сет Грэм-Смит, беллетрист 1976 года рождения, он же автор литературной основы данной экранизации и (полу)автор "Гордости и предубеждения и зомби". Судя по фильмографии, впервые Сету удалось с экрана изнасиловать затхлые представления обывателей о разумности в 22 года. Так держать, Сет! мир благодарен тебе за зомбей в романе Джейн Остин! Сейчас Сет, засучив рукава, пашет над сиквелом "Битлджуса", что само по себе неожиданно. От вампиров и зомбей логичнее было бы перейти к третьему феномену физического мира, оборотням. Ан нет, Сета понесло в область спиритуалистики. Тьфу-тьфу, не сглазить бы, дело ответственное. Волнуюсь.

По данным Кинопоиск.ру, президент Авраам Линкольн 1809 года рождения - американский киносценарист (три реализованных сценария), 56 лет, водолей, однажды поучаствовал в киносъёмках в качестве актёра (сыграл самого себя). Традиционно большее доверие вызывает источник национальной фильмографии США - IMDb, там Авраам автор пяти сценариев и одного саундтрека, а актёром ни разу не был. На персональной страничке Авраама в IMDb есть Message Boards, и юзер jpw990 интересуется, мог бы Авраам надрать задницу Джорджу Вашингтону. Уж не знаю, что ответит Авраам. Мои представления об истории кинематографа теперь никогда не будут прежними.

Так что же с Авраамом и его вампирами? Плодотворен ли оказался их союз?
Вампиры намеревались стать политическими хозяевами США, потому что уж очень им понравился рабовладельческий строй, где каждый белый парень с деньгами становился во главе пищевой цепочки. Я скисла уже на этом этапе, потому что не заметила в фильме следов профилактики рабовладельцами негритянского вампиризма. Могу ошибаться, но в выстраивании пищевых цепочек белых вампиров расово чуждый вампиризм слишком уж мощный фактор риска, разве нет? Странно, но авторы продолжали настаивать на том, что сюжетообразующий конфликт - не обделённость рабов правом на участие в практиках доминантов, а манера вампиров без жалости убивать любого, кого захотят, с последующим выводом о справедливости прилетающей к ним обратки. В общем, не нужно быть вампиром, чтоб стать убийцей, но нужно быть белым, чтоб стать вампиром, - расистской попсой так и веяло от базовых установок фабулы.
Тем временем, юный Авраам обзавёлся фитнес-тренером, глубоко изучил феномен кровососного паразитирования и наловчился делать вампирам секир башка топором дровосека.

vlcsnap-2016-06-08-16h17m00s58 vlcsnap-2016-06-08-17h10m11s228

Казалось бы, на этом и успокойся, дел по горло, вампиры кишмя кишат.
- Нет! - воскликнул гордый Авраам. - Я должен взорвать систему изнутри!
И он подался в президенты и взорвал систему. Вампиры обиделись, то-сё, слово за слово, гражданская война, паровозы летали, как птицы.
Правда победила, и негры тут же получили конституционное право тоже становиться вампирами, а других прав никаких не получили.
Мда. Всё-таки Сет, Тимур и Тим могли бы и поглубже копнуть. Что-то мне подсказывает, чаяния негритянского населения состояли в чём-то другом, а не в праве на дальнейшую маргинализацию.

vlcsnap-2016-06-08-17h10m23s90 vlcsnap-2016-06-08-17h10m55s155

Смех смехом, но усилия кинематографистов в деле мифологизации истории США берут своё если не качеством, то количеством. Пока искала выходные данные Авраама против вампиров, попался какой-то Авраам Линкольн против зомби / Abraham Lincoln vs. Zombies (США, 2012, реж. Ричард Шенкман) - видеофильм с бюджетом 150.000 долларов и наверняка паразитировавший на рекламе фильма Бекмамбетова. Кипит, кипит мифотворческая мысль, зудёж во всех местах. Но, по-моему, промахиваются. Ясное же дело, Авраам был оборотнем, - так-то белый, но в полную луну негр, - как тут не воспылать яркими чувствами к рабовладельцам.

На этих примерах мы видим, что попытки вживить готовую универсальную образность в уникальный исторический контекст не всегда срабатывают. Делая фильм о совместной битве людей всех рас за социальное равенство, Бекмамбетов умудрился поставить расистское зрелище, в котором толпы белых пассионариев ниспослали блага безвольным чёрным страдальцам, среди которых нашёлся всего один-единственный боеспособный активист.

Помнится, произвёл на меня некоторое впечатление другой опыт прививки исторических концептов к жанровому кино - Серый рыцарь / Пропавший отряд / The Killing Box (США, 1992, реж. Джордж Хикенлупер), где зомби-южане собрали войско против северян, но потерпели закономерный крах, потому что магическая сила белых расистов питалась из древнего источника, расположенного в Чёрной Африке. Задумано интересно, но не сдерживаемая автором интеллектуальная изощрённость лишила военную зомби-мистику свойства быть очаровывающей и вышибла из списка потенциальных хитов.

Да и вообще, у американцев уже сложилась собственная историческая мифология с ковбоями, шерифами, серыми против синих и переселенцами верхом на урагане. По этой причине более интересными кажутся эксперименты в области создания наново не исторической, а собственно сказочной мифологии США.
Переселенцы, конечно, ввезли на новую родину старый фольклор, но европейские садовые гномики так и не выбрались за пределы своих американских заборов. Никто не огорчился, кинематографисты обошлись осквернёнными индейскими кладбищами, заповедными чащобами, ползучими гадами, чёрной биоэнергетикой сектантства, "страшными местными" и прочими аутентичными подручными средствами.

Страшные киносказки о США чрезвычайно разнообразны, но, как правило, претендуют на универсальность и в виде ремейка могут быть перенесены в любую страну. Скажем, "Чернокнижник", "Эдвард руки-ножницы" и "Тыквоголовый" вполне уютно чувствовали бы себя где-нибудь в Великобритании, Бельгии или Венгрии, а то и в Гонконге. (Засомневалась было в "Тыквоголовом", но подумала, что вызвать монстра мщения помогли бы раскопки на местах языческих капищ).

Поэтому большее любопытство вызывают те сказки, которые рождались из уникальных травм коллективного бессознательного. В мой активный фонд входят, навскидку, Глаза огня / Eyes of Fire (США, 1983, реж. и сценарист Avery Crounse), Людоед / Ravenous (Чехия-Великобритания-США, 1999, реж. Антония Бёрд) и Дом Ханны / Hannah House (США, 2002, реж. Чад Смит и Макс Смит). В основу этих трёх фильмов лёг незалеченный страх перед апокалиптическим видением того, как горе-цивилизаторы тают внутри бескрайних пространств, отвечающих агрессией на распашку и индустриальное поругание девственных земель.

Да, но каждой теме по своему фильму, так почему же я считаю, скажем, "Людоеда" высококлассным кино, а "Президента Линкольна" проходняком, спросите вы.
"Людоед" - социальная философия, моделирует большое в малом. Там группка людоедов, фильтрующая входящий ручеёк переселенцев, это мини-модель людоедской по своему характеру и предназначению сети форпостов цивилизации, сквозь которые доверчиво прёт навстречу смертельным опасностям людское стадо из Европы.
"Президент Линкольн" - попса, моделирует малое в большом. Достигший почти материковых масштабов конфликт мировоззрений и экономических моделей здесь сужен до личного конфликта двух вампиров и одного президента. Лев Толстой, чрезвычайно успешный и востребованный киносценарист, а иногда и актёр (играет самого себя), не одобрил бы такой подход и влупил Сету, Тимуру и Тиму в лобешники дубиной народного гнева.

В любом случае, выражение исторических и политических концептов через мифопоэтические метафоры - это внутренний процесс искусства, а не только торговля ходовыми брендами. Столь заметный тренд нашей современности волнует уже и отечественных кинематографистов. Так, в кукольном мультфильме "Капитанская дочка" (Россия, 2005, реж. Екатерина Михайлова) Емельян Пугачёв и его войско предстали оборотнями-волками, а один из парней свиты самозванца вообще являлся живой мумией, весьма злобной.

vlcsnap-2013-07-20-19h33m20s4 vlcsnap-2013-07-20-19h50m05s59

vlcsnap-2013-07-20-19h52m04s222 vlcsnap-2013-07-21-10h53m28s186

P.S.: Волшебно сохранный Ильич и его буквальная близость к Кремлю волнуют умы уже не первое десятилетие, но пока что кинематографическая рефлексия не дала высоких образцов.
Tags: 2010-2019, waspы нас научат, вампиры в кино, костюмное кино, обзоры, политика в кино, попса, ржать не встать, экранизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments