Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Шанхайский экспресс" Штернберга, 1932

ШАНХАЙСКИЙ ЭКСПРЕСС
США, 1932. ч/б, звуковой
Реж. Джозеф фон Штернберг. В главной роли Марлен Дитрих.

Готовила фразу - что-то вроде "Шанхайский экспресс" - железнодорожная помесь "Пышки" с "Дилижансом".
А они - 1934 и 1939 годов.
Теперь сты-ы-ы-ы-ыдно... Впрочем, совсем отказываться от сравнения с "Пышкой" не собираюсь, только не с кинопроизведением, а с литературным источником.

Новелла Мопассана из "Шанхайского экспресса" выглядывает без всякого смущения. Вот франко-прусская война в виде гражданской войны в Китае... вот Пышка, которую теперь зовут Шанхайская Лилия... вот набитый снобами-пассажирами дилижанс в виде вагона первого класса в плюющемся паром китайском поезде... вот сластолюбивый немец в виде ещё более сластолюбивого антиправительственного китайца...
Естественно, сюжет сдобрен пряной китайской экзотикой - китаянкой-куртизанкой, коровой поперёк рельсов и невообразимой толкотнёй на каждом вокзале.

Из французского оригинала американцами выброшены вопросы патриотизма. Взамен них в сюжет вставлена первая пышкина любовь - актёр с маловыразительной внешностью (наверное, он был очень хороший человек, иначе мне нечем оправдать такой унылый кастинг). Поэтому Шанхайская Пышка имеет возможность броситься бюстом на защиту не каких-то малознакомых и малоприятных соотечественников, а конкретного вожделенного мужчины своей мечты. Но и тут, оттоптавшись на патриотизме, Мопассану указали на его место - сверху железной рукой накручен хэппи-энд.
Мопассан скучает.

Поскольку в кино 1930-х годов я ориентируюсь чрезвычайно слабо, то не смогла бы уверенно назвать режиссёра, которому дано было стирать налёт вульгарности с самых пошлых историй. Даже таких, как история об английском военном медике, готовом жениться на местной порно-звезде, на которую все кругом показывают пальцами, а она уже даже перестала этого стесняться.

Но Штернбергу удалось невозможное.
Шанхайская Пышка даже в прозрачном чёрном ночном белье не выглядит задорого продаваемой дешёвкой, чего я, признаться, заранее боялась.
Массовые сцены с ювелирно выстроенной на полусреднем плане толпой - нечто, требующее дополнительного вдумчивого изучения. Ощущение давки и тесноты передано в высшей мере наглядно. Наконец, фильм просто красив.

Так что лично для меня - на один просмотр. Не моё кино. Но почему фильм входит в обойму всемирной киноклассики - очень даже понятно. Штернберг, великий Штернберг - и Дитрих, великая Дитрих. А сценаристов пусть Бог простит.
Tags: 1930-1939, мелодрамы, проституция в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments