Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Осторожно, Модерн! (Россия, 1996-1999, затем 2001-2003, реж. Анна Пармас и Андрей Балашов)

vlcsnap-2016-06-21-15h39m37s39 vlcsnap-2016-06-21-17h48m01s27

Питерский телехит "Осторожно, Модерн!" (1996-1999) - памятное многим скетч-шоу двух переодевающихся в разных персонажей актёров-комиков, Дмитрия Нагиева и Сергея Роста. Первая известность к ним пришла как к ди-джеям "Радио Модерн", отсюда и название бенефисного телепроекта.
В жанре телевизионной фарсовой комедии, постановочной по форме, но импровизационной по духу, сериал делил популярность с шоу "Городок" Ильи Алейникова и Юрия Стоянова. О прямой конкуренции говорить не приходится, поскольку "Осторожно, Модерн!" ориентировался на жизненный опыт более молодой аудитории.
Панорамируя по осколкам и срезам морали постсоветских обывателей, модерновцы обильно цитировали ту часть активного фонда национальной культуры, которою маркировало свою идентичность поколение рождённых во второй половине 1960-х. Например, Дмитрий Нагиев иногда косплеил Андрея Миронова и черкасовского Паганеля, а Сергею Росту особо удавались пародии на Анатолия Папанова и Александра Калягина.
Но главное, это один из первых телепроектов, где вместо устоявшегося было плача о разрухе и хаосе повеяло духом социально-политического нью-эйджа - предчувствия тех времён, когда психологические травмы и обиды "стариков" потеряют актуальность.

- Вы же помните, как у классика, у Тютчева: "Выхожу один я на дорогу, АКМ при мне и слава богу" (с) замечание Режиссёра, эпизод "Красная Шапка Зигмунда Фрейда"

- "В тот вечер я, как всегда, приняла ...этот звонок, несмотря на то, что мы с девочками играли в шахматы и я, по-моему, всех вынесла по червям" (с) оператор Службы Случайного Спасения, эпизод "Служба спасения 912"

vlcsnap-2016-06-22-22h04m09s234 vlcsnap-2016-07-09-13h47m23s73

vlcsnap-2016-07-02-12h51m56s148 vlcsnap-2016-07-09-15h19m58s76

vlcsnap-2016-07-02-14h00m28s52 vlcsnap-2016-07-09-15h26m53s122

vlcsnap-2016-07-09-15h03m06s192 vlcsnap-2016-07-02-15h18m18s175

При перезапуске сериала в 2001 году был сохранён формат шоу двух актёров. Однако сюжетные структуры стабилизировались, обзавелись своими арками, комические сценки сосредоточились вокруг хроники будней трёх семейств. За редкими исключениями, все события происходили в пределах одной лестничной клетки многоквартирного дома на улице Красных Молдавских Партизан в спальном районе Санкт-Петербурга. Главным персонажем стал прапорщик Василий Задов, а истинной зведой - проктолог Зинаида Тракторенко, жена ботаника.

vlcsnap-2016-06-12-20h36m39s74 vlcsnap-2016-01-13-22h05m01s212

В то время, как ельцинских времён "Модерн-1" переустанавливал расшатавшиеся основы коммунальной психологии, вырывая персонажей из привычных социальных связей и коммуникационных навыков, раннепутинский "Модерн-2" начался с трансляции опыта освоения мирового культурного контекста. Причём это только тот контекст, который был впитан за десяток постсоветских лет посредством видеокассет и телевидения, и он весьма узнаваем - жанровые фильмы производства США. Жители многоэтажки на улице Красных Молдавских Партизан контекстом владели свободно. Они сразу опознавали Охотника-за-Привидениями, Джейсона Вурхиза или любую другую сказочную тварь и реагировали на их визиты адекватно.

vlcsnap-2016-06-13-16h39m43s120 vlcsnap-2016-06-13-14h58m41s179

Василия Задова мучал неразрешимый внутренний конфликт. Нет, я не про то, что он тырил с армейского склада мешками, но оставался рьяным патриотом. Дело ещё серьёзней: ведь он всего лишь прапорщик, а амбиции офицерские. Понятие офицерской чести Василий годами сублимировал в изобретённое им понятие "честь прапорщика". Бросалось в глаза, что васины стрижка и усы подозрительно похожи на стрижку и усы одного фюрера, забыла фамилию, туда ему и дорога. Так моральная гибкость и невротичный квасной патриотизм типичного ничтожества смыкались в тайной мечте дорваться до абсолютной власти.

vlcsnap-2016-06-12-22h28m57s119 vlcsnap-2016-03-22-20h47m48s190

Само собой, в альтернативном будущем Задов стал нео-Сталиным. Тема возвращения сталинизма, стукачества, оглядки на соседей вообще характерна для "Осторожно, Модерн!-2".

vlcsnap-2016-07-03-22h06m11s185

Тем не менее, авторы не ставили своей задачей одну лишь бескомпромиссную сатиру, и сериал полон интимных переживаний и глубоко лирических моментов. По субъективным ощущениям, ставка творческой команды делалась на то, чтобы сыграть на сходстве своего и чужого жизненного опыта, из множества обыденных ситуаций выбрать самое что ни на есть узнаваемое, переводящее наши бытовые анекдоты и ощущения из разряда ситуативного в разряд типического.

vlcsnap-2016-06-13-15h28m59s183 vlcsnap-2016-06-13-15h21m10s106

- Клизмой в вену неудобно. (с) замечание Василия Задова, выпуск 6 "Лолита"

Вершиной очеловечивания карикатурного человечка "прапорщик Задов" я бы назвала серию 24 "Прапорщик и инопланетяне", где Василия совратил инопланетянин и в муках было выношено и рождено (снесено?) яйцо (кокон?). В прапорщике вдруг проснулись какие-то исконно простонародные малоумные жадность и жалостливость к "своему", натруженному. Дитя! кровиночка! имя надо придумать! помни папку, сынок!
Авторы не остановились на достигнутом и всесторонне осветили внезапно зловещую роль женщин в решении проблем мужской яйценоскости. В драматургии "Осторожно, Модерн!-2" изменения в поведении одного персонажа часто влекут за собой цепные реакции слома поведенческих моделей остальных персонажей.

vlcsnap-2016-06-13-17h26m55s39 vlcsnap-2016-06-13-17h27m07s154

Взаимоотношения поколений на улице Красных (затем Красивых) Молдавских Партизан описывались через экономические модели. Все родители признавали благом счастливые, защищённые детство и юность. Эта модель предполагает, что родители извлекают капитал из своих ресурсов и вкладывает его в детей. Но что, если единственным капиталоёмким ресурсом являются сами дети? И вот уже супруги Задовы сообща принуждают своих отпрысков к проституции, в том числе гомосексуальной.

vlcsnap-2016-06-14-19h29m35s26 vlcsnap-2016-06-14-16h38m27s17

Казалось бы, телевизионное скетч-шоу, простенькое зрелище, а подчиняется тем же законам, что и высокий авторский кинематограф. Самое любопытное - наблюдать, как с персонажами сериала происходит то же самое, что с персонажами "Небесных созданий" Питера Джексона и "Экзистенции" Дэвида Кроненберга. Сначала мы открывали вместе с ними мир удивительных возможностей, инициатив, манипуляций в свою пользу. А потом то тут, то там проскальзывали первые признаки катастрофы, нарастали снежным комом, обрушивались лавиной, мир распадался в хаос ненависти, неудовлетворённости, зависти. Вот внезапно оказалось, что Василий периодически избивает жену, а она это терпит как само собой разумеющееся... вот проскользнула первая националистическая шуточка, вторая, третья... узбеки-извращенцы, девочка-чукча, еврей-растратчик...
Как, почему, зачем авторы с нами так?! Но они правы, ведь мы получили именно то, что заслужили в тот миг, когда благосклонно отнеслись к оборжаке дичайших форм матриархата в семействе садистки Зинаиды Тракторенко и к комическому контрасту последовательной философии алкоголика Степана с животной флегматичностью его жены-"эстонки". Принимаешь одно, получай всё остальное; хочешь садистку-проктолога и флегму-эстонку, получи как данность семейное насилие и шовинизм. А также сексизму полным-полна коробушка (серии 50 "Маньяк", 91 "Бабы-дуры"). Распад здоровых ценностей сказался и на офицерских амбициях Задова: где-то с середины "Осторожно, Модерн!-2" его беспокоили уже только карьерные успехи конкурента, прапорщика Пастушенко.
Так в "Модерне-2" повторно наступила эра чернушного реализма, казалось бы, успешно преодолённая в "Модерне-1".

vlcsnap-2016-06-13-17h40m12s55 vlcsnap-2016-06-14-15h52m02s59

Иногда, - на каком-то, возможно, подсознательном уровне, - творческий коллектив соизмерял бытовое хамство персонажей, неряшливость, склонность к халяве с образцами высокой культуры, то есть ставил вопрос о нормальности "некрасивого" бытового поведения. Например, если приглядеться к экспериментаторскому тандему Василия Задова и ботаника Петра Семёновича в серии 27 "Формула успеха", то мы увидим Винни-Пуха и Пятачка.

vlcsnap-2016-06-14-16h01m21s20

Перезапуск сериала авторы использовали для тренировки в области жанрового кино. Имею в виду, в 1996-1999 годах ими ставились комические сцены порой весьма удачные, но драматургически незавершённые и непригодные для ремейкизации. Исключение, на мой взгляд, составил разве что эпизод о мучениях автомеханика-вымогателя со стажёром-бессребренником, но он и сам в каком-то смысле парафраз новеллы Леонида Гайдая "Напарники".
Среди серий 2001-2003 годов найдётся немалое число сюжетов, пригодных для дословного переноса в "большое кино". Скажем, радует чистотой жанра и финальным твистом серия 14 "Искусители", где ангел Одуванчик и бес Сиплый конкурируют в борьбе за душу прапорщика Задова. Прошлись по списку заповедей, Задов провалил все тесты на моральность, и вот осталась одна, самая главная заповедь - "Не убий, не раскромсай, не закалампуцай", а полубезумная тёща, меж тем, жаждет изобличить в зяте прелюбодея...

vlcsnap-2016-06-13-13h20m02s128 vlcsnap-2016-06-13-13h26m56s162

Роберту Родригесу и Квентину Тарантино очень повезло, что большой мир не замечал российское ТВ и принял за чистую монету новаторство их "Грайндхауса" 2007 года, который, впрочем, и так в целом провалился. В "Осторожно, Модерн!-2" достаточно посмотреть серии 81 "Трудовой лагерь" и 82 "Вампиры", чтоб признать превосходство модерновцев в деле грайндхаусостроительства.

vlcsnap-2016-07-07-19h25m27s176 vlcsnap-2016-07-06-21h41m05s153

Абсолютным шедевром считаю серию 42 "Из ди-джеев в президенты", о выборе Пашки Задова в президенты РФ на год по лотерее. Ей даже и ремейкизация не требуется, бюджетный класс двадцатидвухминутного зрелища идеально гармонирует с упорядоченным абсурдом сюжета.

vlcsnap-2016-06-15-14h01m35s124



Любимые серии? Их есть у нас. Само собой, это серия 6 "Лолита", где закономерный финал вожделения отчима к падчерице дополнен взглядом самой девушки на перспективы быть соблазнённой выходящим в тираж неудачником, и серия 44 "Мелодрама", благодаря которой садистка Зинаида покорила сердца миллионов, когда не бросила своего ботаника ради нового министра здравоохранения. Серия 80 "Заминированный унитаз" остаётся во многих смыслах непревзойдённой острой сатирой, а серия 47 "Американский Степан" достигла таких трагических высот социально-философского обобщения, что воспринимать её в качестве комедии я вообще не могу.

Для проформы отмечу ещё одну примечательную особенность "Осторожно, Модерн!-2" - частое включение актёрами режима игры по системе Станиславского.
Если вы остались в убеждении, что Дмитрий Нагиев и Сергей Рост эксплуатировали однообразные образы-маски, то обратите внимание, например, на такой факт: в серии 19 (об участии Задовых etc в прямой трансляции реалити-шоу "Люди-уроды") Нагиев изобразил телевизионного режиссёра-провокатора совсем не похожим на чёртика Сиплого из серии 14 "Искусители", хотя функционально это сходные персонажи.

vlcsnap-2016-06-13-15h34m39s254 vlcsnap-2016-06-13-13h11m59s161

Не отставал и Сергей Рост. Меня более всего впечатлили лирические краски, которые он нашёл для плейбоя-байкера в серии 80 "Страшная девочка". Уж не говоря о том, что в серии 75 "Брат прапорщика" Сергей Рост блестяще пародировал непосредственно Дмитрия Нагиева.

vlcsnap-2016-06-14-16h47m15s171 vlcsnap-2016-07-06-21h00m21s40
vlcsnap-2016-07-02-17h18m07s120 vlcsnap-2016-07-06-18h59m55s216
Tags: 1990-1999, 2000-2009, время питерское, иль перечти женитьбу фигаро, комедии, люди боги люди чмо выбирайте, российское кино, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments