Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Банши / Banshee (сезон 1-4, США, 2013-2016)

vlcsnap-2016-06-25-19h21m40s166 vlcsnap-2016-06-26-18h22m58s36

Гибкая мораль и отличные навыки рукопашного боя пригодятся всякому, кто волею случая присвоил личность нового, но уже покойного шерифа пенсильванского городишки Банши, увлёкся буднями правоохранения, и всё заверте. Налогоплательщиков когтит лютый криминал, и шерифу-самозванцу есть где себя проявить во всей красе дубины народного гнева. Стоп-стоп-стоп... куда это меня понесло... налогоплательщики - это же и есть местный криминал!
Обычных, нормальных горожан мы видим фактически только однажды, в первом сезоне на городском фестивале (куда, разумеется, ворвалась банда байкеров-отморозков и испортила всем настроение).
По нашему, по-марксистски констатирую: промышленного пролетариата в Банши никакого нет, если не считать парней со скотобойни, курирующих наркотраффик и проституцию. Люмпенизация населения поголовная, более-менее держатся в рамках только крестьяне-амиши и государевы люди пролетарии умственного труда на твёрдом жалованьи, но и те из последних сил, перспектив никаких.
Так, с базисом разобрались, а что насчёт надстройки? За отсутствием ролевых образцов, для персонажей невозможна ориентация на традиционную систему ценностей. Любящие муж и жена, при них несколько ухоженных детишек-отличников, визиты румяных бабушек, дедушек и тётушек по воскресеньям... ничего этого в сериале нет. Баншийцы хороводы водят ради создания и удержания суррогатов и симулякров семейных связей, порой даже с оттенком инцестуальности.

vlcsnap-2016-06-21-21h26m03s35

Собственно, Банши это такой город, где можно только терять и ломать, а если строить, то за чужой счёт.

vlcsnap-2016-06-27-21h53m54s112

Допустим, американская мечта - это власть и процветание социально здорового большинства, куда ты всегда можешь встроиться, сдав общепринятые тесты (образовательный минимум + психологическая стабильность + коммуникативные навыки + соблюдение конвенций + личная гигиена). За личную гигиену всем спасибо, но остальные пункты несколько сковывают. Должна же тогда где-то существовать и антимечта?
Я бы сказала, "Банши" художественно исследует как раз американскую антимечту - результаты умножения психологических травм социальной мобильности на конфигурацию личности под общение внутри маргинальных сообществ.
Сценаристы "Банши" подошли к делу жёстко, отсекая от сюжета всё, что не перекати поле, и всё, что не маргинально. Этакая жизнь на чемоданах среди идейных полудурков. Люди, которым ничто не мешает собрать манатки и "начать всё заново" в приличном обществе, предпочитают вариться в маргинальном соку.

vlcsnap-2016-06-30-21h41m29s2 vlcsnap-2016-06-30-22h38m46s68

Всё настолько искажено и варваризировано в пространстве американской антимечты, что получает право на существование гиперболизация силовой активности женщин. Такое количество стреляющих с бедра спортивно тренированных барышень и в олимпийской деревне не всегда встретишь. Отвязные девки дерутся охотно, лупят баншийцев почём зря, в драках скидка на пол и возраст никому не делается, секс происходит молча и без поцелуйчика на прощание. Словом, баншийцам от баншиек никакой романтики не достаётся, только хищное потребление да изувечивание мужских тел.

vlcsnap-2016-06-25-23h14m04s86vlcsnap-2016-06-25-22h51m06s131
vlcsnap-2016-06-27-22h49m06s206 vlcsnap-2016-06-26-17h45m27s42

Всё думала, является ли обилие откровенных эротических сцен и качественно срежиссированного и исполненного зверского мордобоя признаком мальчикового гламура или всё-таки припанкованности. В итоге сомнений не осталось, мальчиковый гламур из "Банши" так и прёт. Гендерная разница в том, что девочковый гламур приносит в жертву, в основном, саму девочку (ей приходится убивать всё свободное время на покраску ногтей и листание модных каталогов), а мальчиковый гламур требует жертв в первую очередь от окружающих (встречные девочки должны быть прекрасны, но одиноки и доступны, а встречные мальчики обязаны подставляться как груши для брутального битья).

vlcsnap-2016-06-24-22h40m44s43 vlcsnap-2016-06-30-22h16m47s193

Стильность как таковая очень заботила авторов. На мой взгляд, монтажом кульминаций параллельно протекающих вооружённых разборок они уж очень злоупотребляли. Ближе к концу сериала режиссёры продвигали ещё одну фишечку - контраст внешнего и внутреннего состояния персонажа. На лице безмятежная крокодилья улыбка, внутри вопль, как на картине Мунка.

С формальной точки зрения, в сериале соблюдены многие жанровые признаки вестерна. Тем не менее, горожане словно бы существуют в карикатурном пространстве спагетти-вестерна, персонажи которого никогда не решают долгосрочных коллективных задач и не имеют общего будущего. Не случайно же "Банши" вобрал в себя столько элементов легкомысленного спагетти-вестерна "Меня зовут Троица" (Италия, 1970).

Благодаря контрастам с фабульно близким сериалом "Правосудие / Justified" (2010-2015), легко заметить, до какой степени в "Банши" незначительна, несущественна власть уицраора государства в целом и истеблишмента в частности. Важные события, конфликты происходят не из-за соблюдения бюрократических процедур, а по инициативе и силой воли местных пассионариев. Пассионарны в Банши только маргинальные круги, но отсутствие в пространстве сериала альтернативно мыслящего большинства делает маргинальные меньшинства субъектами не просто криминальных, а именно гражданских инициатив.
Причём, за отсутствием большинства, к списку меньшинств примыкает и само управление шерифа. Что за извращение основ правоохранения! Намерение прижать к ногтю наркомафию, бритоголовых, индейских шовинистов и прочих титанов бездуховности тоже вынужденно конструируется авторами не как процедурный вопрос, а как личная гражданская инициатива полисменов.

vlcsnap-2016-06-25-23h58m59s161 vlcsnap-2016-06-30-22h33m03s219

Финал сериала, кажущийся довольно пессимистичным и несправедливым, но всё-таки относительно счастливый для главных героев, подытоживает бесперспективность выстраивания личных связей в том пространстве, которое со времён вестернов регулируется коллективной волей и опытом поколений, то бишь Конституцией. Антимечта не сплачивает, разобщает, атомизирует социум до уровня "своя рука владыка" - пинка ей под зад!
Хотя какой в этом толк, если пролетариат так и не появился... Ох, гложут меня сомнения марксистские, гложут.
Tags: 2010-2019, боевики, криминала будни нелегки, люди боги люди чмо выбирайте, сериалы
Subscribe

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Апгрейд / Upgrade (США-Австралия, 2018, реж. и сценарист Ли Уоннелл)

    Автомеханик-реставратор Грей и вживлённый в его нервную систему Искусственный Интеллект Стэм сообща заняты нейтрализацией банды…

  • Шоу бонсая

    "Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…