Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Рождение нации" Гриффита, 1915

РОЖДЕНИЕ НАЦИИ
США, 1915.
Реж. Дэвид Уорк Гриффит.

В ролях: Ральф Льюис (Остин Стоунмен, политический деятель на стороне северян), Лиллиан Гиш (Элси Стоунмен), Генри Б. Уолтхолл (полковник-южанин Бен Кэмерон), Мэй Марш (Флора Кэмерон, младшая сестра Бена), Мириам Купер (Маргарет Кэмерон, старшая сестра Бена), Джордж Сигман (влюблённый в Элси мулат-карьерист Сайлас Линч), Уолтер Лонг (влюблённый во Флору негр-гопник Гэс), Дженни Ли (нянюшка Мамми) и др.

Приступая к просмотру, наивно готовилась дать Гриффиту скидку на дремучий 1915 год, когда снимать батальные сцены, попытки изнасилования, массовые грабежи, прыжки со скалы и прочие постановочно сложные зрелища, - снимать всё это уже могли, но куда ж им всем до титанов нашей современности. Жизнь меня немедленно наказала: первые полчаса небрежно косясь на экран, весь последующий немалый хронометраж фильма я всё больше попадала в зависимость от экранных страданий и приключений.

"Рождение нации" предъявили публике в феврале 1915 года, а уже в 1916 году в прокат вышел следующий фильм Гриффита "Нетерпимость", который по сию пору держит место в сотне лучших фильмов мирового кинематографа.

Да, Гриффит своё дело знал, уж поверьте. Там есть, например эпизод штурма одиноко стоящего домика отрядом негритянской милиции, - сквозь забитые досками окна к обитателям домика тянутся страшные руки... и новые и новые фигурки подтягиваются к штурмующим... Так я утвердилась во мнении, что идея "Ночи живых мертвецов" Дж.Ромеро имеет корни времён первой мировой войны, а первая киноатака стада зомби на представителей прогрессивного человечества состоялась не позднее 1915 года.

В "Рождении нации" хроника событий войны Севера и Юга и последующего болезненного политического и социального переустройства США изложена как хроника событий личной жизни двух сестёр Кэмерон и невесты их брата Бена.

Три девицы под окном... всё никак не могли выйти замуж. А ведь и умницы, и красавицы, и из приличных семей с Юга.
Но то в США гражданская война, и все женихи умчались спасать родину... то принимают закон о межрасовых браках, и на девиц имеют матримониальные виды совсем не подходящие кавалеры...

Бывшие рабы ведут себя по-хозяйски, без церемоний. Джентльменам с Юга приходится приложить немало усилий, чтобы уберечь своих сестёр и невест от новоявленных пылких обожателей, и не всегда их усилия успешны. Тем более, что к сексуальным домогательствам прибавляются и политические преследования, ведь обозлившиеся девы непрочь пошить белые балахончики для местных партизанских отрядов - Ку Кл... дальше термин и сами знаете, не стану печатать полностью, чтоб не привлекать на форум маньяков.

В эпоху агрессивной толерантности "Рождение нации" не может иметь широкое хождение, поскольку деятельность Ку.Кл. представлена там в ключе героической партизанщины, а противодействие со стороны представителей законной власти выглядит как беснование разобиженных узурпаторов.

С другой стороны, Гриффит последовательно иллюстрирует тезис о том, что всякое действие порождает противодействие, и поэтому причину появления пресловутых парней в белых простынях следует искать не в природной злобности нрава белых обитателей Юга, а в политических просчётах, равно допускавшихся и добренькими идеалистами, и коварными карьеристами.

Лично мне наблюдать атаку "доброй" ККК-конницы на "злые" негритянские патрули было, скорее, забавно. Актёры-"белые" вбегали в кадр и вставали в позу Супермена, фронтально подбоченясь, после чего "негры" разбегались, да и всё.

К тому же, заканчивается фильм эпизодом, иллюстрирующим выход противостояния на следующий исторический этап, - "злые" ку.кл.-деятели мешают нормально жить обычным неграм-работягам. На мой взгляд, Гриффиту всё-таки удалось перетянуть расовый конфликт на уровень конфликта социального, - хотя одиозно настроенные зрители готовы видеть в финальном эпизоде только апофеоз торжества "расы господ".

Напоследок - о клубничке эпохи Великого Немого. Рекомендую обратить внимание на две милые сцены:
1) Упражнения Флоры на бревне в сцене с белочкой. Гэс в полном ступоре наблюдает за этими бесчинствами из близлежащих кустов и приходит к мысли немедленно расстаться со своей холостяцкой невинностью.
2) Шикарный обмен телодвижениями между сидящим Линчем и стоящей Элси - пока он, сидя, принимает чуть более небрежную позу, камера снимает только его...хм... зону бикини :) а Элси от ужаса немедленно пытается взобраться на стену.

Бонусом идёт трогательное зрелище - бесчувственная крошка Элси (божественная Лиллиан Гиш) поникла в лапах огромного мулата. Хотя до этой сцены актёры Гиш и Сигман не контрастировали по своим линейным параметрам столь радикально, создано полное ощущение сломанной Барби в лапах Кинг Конга.
Tags: 1910-1919, историческое кино
Subscribe

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Ещё раз о мистике советского кинематографа

    Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments