Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Атака легкой кавалерии / The Charge of the Light Brigade (Великобритания, 1968, реж. Тони Ричардсон)

Драма-"реконструкция", байопик человека-загадки Л. Э. Нолана, версия событий, связанных с легендарной конной атакой против русской артиллерии в октябре 1854 года в ходе Крымской войны.
В ролях: Дэвид Хеммингс (капитан Льюис Эдвард Нолан), Тревор Ховард (лорд Кардиган), Джон Гилгуд (лорд Реглан), Гарри Эндрюс (лорд Лукан), Ванесса Редгрейв (Кларисса Моррис), Марк Бёрнс (друг Нолана капитан Уильям Моррис), Джилл Беннетт (миссис Фанни Дюберли), Питер Боулз (казначей капитан Генри Дюберли) и др.

Каждый англичанин знает, что в Крыму под Балаклавой есть Долина Смерти, где полёг цвет английской аристократии.
Из-под печатной машинки сценаристов Джона Осборна (автора пьесы "Оглянись во гневе") и Чарльза Вуда вышла духовная биография капитана Нолана, чья роль в истории осталась более, чем неоднозначной. Благодаря этому персонажи, по необходимости предстающие окарикатуренными уродами-властолюбцами и дегенеративными солдафонами, оказались помещены в систему нравственных координат, отличную от привычной нам системы "чёрное-белое".
В качестве режиссёра выступил Тони Ричардсон (1928-1991), один из мастеров поколения "рассерженных молодых людей" ("Оглянись во гневе", "Вкус мёда", "Одиночество бегуна на длинную дистанцию"). Он плавно провёл "Атаку..." от светской мелодрамы до социального конфликта, а там и вывел на путь экзистенциальной драмы, попутно поставив одну из мощнейших сцен военного смертоубийства в кинематографе 1960-х - 1970-х.

Роль капитана Нолана блестяще сыграл Дэвид Хеммингс, к тому моменту уже ставший широкоизвестным благодаря "Фотоувеличению" Антониони. Он воплотил именно ту смесь аристократического снобизма, богемного байронизма и буржуазной карьеристской прогрессивности, которой одною можно объяснить невероятную канву событий октябрьского дня 1854 года.

Из особых киношных приёмов запоминается газетно-карикатурные аллегории "русского медведя", "британского льва", "галльского петуха" и прочих европейских зверюшек и птичек. Эти мультипликационные вставки не только оригинально передают дух эпохи, - войну в зеркале газетной истерики, - но и забавнейшим образом (и, разумеется, вполне осознанно) символизируют конфликт между мечтой и действительностью в отношениях НАТО и СССР конца 1960-х.
Tags: 1960-1969, военное кино, историческое кино
Subscribe

  • Как я сходила в Зоологический музей

    Дело давнее, ещё при Брежневе. Мама взяла меня за руку и отвела окультуриваться в Зоологический музей. Я побегала между витринами, приценилась к…

  • 47

    Пару слов о моём грандиозном успехе 5 декабря 2019 года на маленькой конференции чеховедов. Снискала всеобщий восторг, буквально. Во-первых, всё…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments