Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Старушки и разбойники ("Убийцы леди" Маккендрика)

Убийцы леди / The Ladykillers (Великобритания, 1955, реж. Александр Маккендрик)
В ролях: Кэти Джонсон (1875-1957; миссис Луиза Уилберфорс), Алек Гиннесс (профессор Маркус), Дэнни Грин (Боксёр, он же мистер Лоусон), Питер Селлерс (Гарри, он же мистер Робинсон), Герберт Лом (Луи, он же мистер Харви), Сесил Паркер (Клод, он же майор Кортни).
"Игры джентльменов" братьев Коэнов (2004) - вольный (весьма вольный) римейк этой старинной комедии.

Старенькая вдова Уилберфорс прилежно посещает полицейский участок, информируя блюстителей порядка о прилёте летающих тарелок и прочих событиях дня. С ней там все бесконечно вежливы - что взять с милой маленькой бабульки в шляпке, щедро изукрашенной искусственными цветочками?

vlcsnap-2014-09-27-21h56m14s102

Поэтому, когда однажды миссис Уилберфорс явилась сообщить, что у неё в доме хранятся пачки украденных недавно денег, ей никто не поверил.
А зря не поверили. Денежки действительно попали к старушке в дом, и даже при её непосредственном участии... и об этом, собственно, рассказывает фильм "Убийцы леди".
А началось всё с визита таинственного профессора Маркуса, который снял у миссис Уилберфорс комнату с видом на железную дорогу и попросил разрешения устраивать в этой комнате репетиции самодеятельного оркестра.

vlcsnap-2014-09-27-21h59m46s175

Оркестранты - все пятеро - казались странными людьми, но старушка так рада пообщаться с деятелями искусства!

vlcsnap-2014-09-27-22h09m22s42

Криминальная комедия положений - не самый лёгкий жанр. Она требует слишком большой условности, слишком явных самоограничений в естественных реакциях. И от персонажей, и от зрителей.
В принципе, "наивный" триллер про взаимоотношения шайки преступников с истинной леди, которая ведёт себя благовоспитанным образом в самых неподходящих обстоятельствах и стойко требует такого же поведения от окружающих, - такой триллер без комедийной сервировки просто немыслим.
Но и с комедийной сервировкой - всё равно довольно ординарен.

vlcsnap-2014-09-27-22h10m44s85 vlcsnap-2014-09-27-22h18m25s95

vlcsnap-2014-09-27-22h31m55s5 vlcsnap-2014-09-27-22h45m45s104

Поэтому певцы респектабельных старушек находили всё новые способы разнообразить конфликт идеального и брутального. Так, в "Мышьяке и кружеве" Фрэнка Капры (США, 1944) милейшие бабушки сами себе шайка убийц и не видят в этом никакой проблемы, ведь их деяния "во благо".
В спектаклях про "Дорогую Памелу" по пьесе Джона Патрика (мне нравится телевизионная версия 1985г. с Александром Абдуловым) старушка гордым движением руки отбрасывает прочь ставшие известными факты и строит взаимоотношения с мерзавцами, исходя из их несуществующих благородных качеств. Которые, конечно, в итоге возобладают.
Маккендрик тоже нашёл пару дополнительных ходов, изменивших "Убийц леди" настолько, чтобы превратить из чёрной комедии в упражнение в чистом искусстве - безумный Цвет и неотвратимую Смерть.

Цвет. Немыслимые цветовые решения. Комната в красных и зелёных тонах. Дисгармоничная, полновесная, дробная пестрота каждого кадра. Речь идёт не об экранных красивостях, а о подлинном сумасшествии, охватившем художника-постановщика.

vlcsnap-2014-09-27-22h01m10s240 vlcsnap-2014-09-27-23h09m31s20

Угроза смерти. Не та иллюзорная угроза, которой никого не напугать в изящной истории об улыбающейся бабульке. Жуткий приветливый оскал Алека Гиннесса сразу настроил меня на нужный лад. А дальше в "Убийцах леди" через экран на зрителя смотрит настоящая Смерть, входящая в дом с незнакомцами и оглядывается в поисках жертвы.

vlcsnap-2014-09-27-22h05m59s61 vlcsnap-2014-09-27-23h21m14s158

О психологической подоплеке происходящего в "Убийцах леди".
Tags: 1950-1959, иль перечти женитьбу фигаро, комедии черные, криминала будни нелегки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments